ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ - Страница 27

По классификации Д.А. Ровинского, шесть гравюр относятся к «типу Ротари», в том числе 1763–1765 гг. работы Ефима Григорьевича Виноградова (оттиск конца 1780 гг. – Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), священника Д. Пастухова, П.А. Антипьева, А.А. Осипова, И. Розонова (начало XIX в., Российская государственная библиотека) с аналогичным орнаментом облачений. Существовали живописные копии с образца на холсте (XIX в.?, музей Ростовского кремля), иконы и эмалевые образки с близким типом изображения лица, где в отличие от гравюр дописаны руки (начало XIX в., частное собрание). В Спасо-Иаковлевском монастыре на создании копий специализировался живописец Василий Алексеевич Птичников. Бытовали также литографии с оплечным образом Димитрия Ростовского (например, середины XIX в., издание Иосифа Христофоровича Дациаро). Более поздний по исполнению образ Димитрия Ростовского на металле в академической живописной манере, созданный художником Василием Козьмичом Шебуевым по заказу графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской в начале XIX в. (музей Ростовского кремля, первоначально считался работой Владимира Лукича Боровиковского), почти не имеет живописных и графических повторений. Исключением является икона первой трети XIX в. (музей Ростовского кремля), автор которой попытался усилить индивидуальные черты в образе Димитрия Ростовского и добавил на столе Распятие вместо свечи как привычный атрибут его иконографии. Уже в 1860 гг. были написаны его «портреты» для серий изображений выдающихся деятелей русского государства и церкви в Румянцевском музее в Москве и конгрегационном зале Киевской духовной академии. Почитание святителя выразилось также в распространении живописных списков и эстампов с портретов его «благочестивого родителя» Саввы Туптало (музеи Киева, музей Ростовского кремля, литографии середины XIX в. и 1871 г. в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии). Вскоре после канонизации Димитрия Ростовского появились его изображения в полном архиерейском облачении на фоне пейзажа, иногда с видом храма. На вологодской иконе второй половины XVIII в. (Вологодский музей) святой стоит на церковном орлеце, обращён к Спасителю в облачном сегменте, пейзаж с горками. Образ второй половины XVIII в. (Ярославский музей) представляет святителя с Евангелием в правой руке, в молении Ватопедской иконе Божьей Матери, слева вдали – монастырский 5-главый собор Зачатия праведной Анны. На иконе последней трети XVIII в. из имения Петровское под Рыбинском (Рыбинский музей) – фронтальное изображение святого с благословляющей десницей и Евангелием, с условным видом церкви справа. Димитрий Ростовский на фоне града Ростова с храмами и колокольнями – иконография эстампа 1850 г. мастерской А. Логинова (Российская государственная библиотека), разработана на основе более ранних вариантов (в подписи употреблено слово «новоявленный»). Известны иконы Димитрия Ростовского с довольно точным воспроизведением архитектурного облика Спасо-Иаковлевской обители (начало XX в., музей Ростовского кремля). Особый извод составляют иконы и гравюры, где рядом с фигурой Димитрия Ростовского помещена композиция обретения его мощей.

 



 
PR-CY.ru