ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ - Страница 25

На некоторых портретах середины – второй половины XVIII в. большого размера (Киево-Печерский музей, Национальный музей Украины, Государственная Третьяковская галерея – с текстом в книге «Розыск о раскольнической брынской вере») святитель показан в рост, вполоборота вправо, в интерьере с окном, гербом, с Распятием на столе и др. Указание на прототип можно обнаружить на резцовой гравюре Димитрия Ростовского 1825 г., напечатанной в Киево-Печерской лавре (выделена Д.А. Ровинским в отдельный тип; оттиски на шёлке – Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, музей Ростовского кремля) с подписью: «Изображенiе... снятое с давняго портрета его находящагося в церкви бывшаго Кириловскаго монастыря». Особенностью иконографии является крест в левой руке святителя и жезл в его деснице (возможно, результат «зеркальной» передачи оригинала) и необычная форма митры. Вместе с тем иконы Димитрия Ростовского, смотрящего вправо, встречаются редко, одно из исключений – образ второй половины XVIII в. (музей истории религий) с гербом и большим пространством интерьера, куда введён иконописный сюжет – облако с восседающим Спасителем и слетающим голубем. Другой вариант (с левым поворотом фигуры) представлен на нескольких ростовых или поколенных иконах-портретах Димитрия Ростовского середины – второй половины XVIII в. (музей Ростовского кремля – из Димитриевского духовного училища, Национальный музей Украины – из военного Никольского собора в Киеве, Введенский собор Оптиной пустыни) с нимбом и гербом, с похожей орнаментикой облачений, на омофоре изображены Воскресение Христово, Успение Богородицы (престольный праздник главного собора Ростовской митрополии) и местная Ростовская икона Божьей Матери. Святитель стоит возле стола с книгами, поименованы все сочинения святого (в том числе написанные в Ростове), текст в раскрытой книге содержит, как правило, эпиграф из «Келейного летописца» (Пс. 76:6). По мнению Платона Александровича Белецкого (1922–1998 гг.), в основе подобных изображений – гравюра на меди священника Григория Кирилловича Левицкого (Национальная библиотека в Варшаве), работавшего в Киеве. Однако, несомненно, создатель портрета-образца был хорошо осведомлён о ростовских реалиях жизни святителя. Иначе решены орнаменты одеяния на полотне XVIII в., поступившем в собрание Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, по-видимому, из митрополичьего дома при соборе Святой Софии в Киеве (Национальный музей Украины). Гравированное изображение Димитрия Ростовского третьей четверти XVIII в. в технике меццо-тинто (Российская национальная библиотека) в точности воспроизводит все детали подобных портретов (вплоть до композиций на омофоре и образа Божьей Матери «Знамение» на панагии, кроме окна-«ведуты»), внизу вирши: «Первосвященникъ се! Святыи изображенъ, что Духомъ Божiим измлада вдохновенъ...» Более десяти гравюр относятся к этому типу, в том числе в овалах: выполненная пунктиром гравёром Иваном Розоновым около 1786 г. (Исторический музей), резцовая гравюра начала XIX в. (без подписи, Российская государственная библиотека), куда введён иконный элемент – луч света, падающий на лицо святителя (работы Константина Милославского, Гавриила Тихоновича Харитонова, А. Афанасьева и др.).

 



 
PR-CY.ru