ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ - Страница 23

Иконография келейного образа достаточно точно воспроизводилась на живописных списках портретов и на иконах Димитрия Ростовского (иногда – в «зеркальном» варианте), но, как правило, без учёта колористических особенностей оригинала, написанного на зелёном фоне (возможно, потому, что икона была закрыта жемчужной ризой с драгоценными камнями – вкладом Анны Алексеевны Орловой-Чесменской). Наиболее ранние датированные иконы Димитрия Ростовского представляют его в мантии и клобуке, что подтверждает наличие портретов-образцов этого извода. Небольшой по размерам образ из собрания Петра Ивановича Щукина (Исторический музей), согласно надписи на обороте, 1 мая 1757 г. (вскоре после канонизации Димитрия Ростовского) был послан из Москвы князем Иваном Юрьевичем Трубецким «во благословение» сыну Николаю. Святитель представлен в рост, в интерьере, с иконой Спасителя и стоящим на столе Распятием Христовым, раскрытой книгой и чётками. Несмотря на иконописную технику исполнения и наличие нимба, надпись гласит: «Изображение преосвященаго Димитрия Рос», т.е. произведение относится ко времени разработки иконографиии нового чудотворца. К первым паломническим иконкам этого типа, предназначавшимся для именитых гостей, принадлежит и маленький образ «на кипарисной доске» конца 1750 гг. в серебряном золочёном окладе работы придворного мастера М.Ш. Дюбюлона (Государственный Эрмитаж), происходящий из Большого собора Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. В период формирования иконографии Димитрия Ростовского создана икона 1759 г. работы Василия Никитича Вощина (1691–1759 гг.) из церкви Николая Чудотворца села Сидоровского Костромской области (Костромской музей). Фигура святителя в малом архиерейском облачении (в клобуке, мантии и розовом омофоре) помещена в интерьере с пространственной глубиной, обращена вправо, на столе те же атрибуты – Распятие, книга, чётки, свеча. Такой тип одеяния святителя практически не встречается на иконах, за редким исключением – например, образ последней трети XVIII в. (частное собрание) на условном тёмном фоне, с Ватопедской иконой Богородицы в перспективном ракурсе и рядом книг за плечом святого. Поясной образ Димитрия Ростовского, в мантии и клобуке, в молении Иисусу Христу в облаках, вырезан на водосвятной чаше 1759 г., изготовленной на московской фабрике Василия Матвеевича Кункина (музей Ростовского кремля). Дмитрий Александрович Ровинский (1824–1895 гг.) выделил группу гравюр с изображением Димитрия Ростовского в келье в «домашнем одеянии», куда включены три эстампа третьей четверти XVIII в. данного извода в технике чёрной манеры, исполненные на московской фабрике Михаила Артемьева (1724–1773 гг.), один с датой 1760 г. (Российская национальная библиотека). Поколенная гравюра третьей четверти XVIII в. Ф. Лебедева (Российская национальная библиотека, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии) по типу изображения и деталям облачения близка портрету епископа Гедеона (Криновского), созданному П. Дружининым на той же фабрике Артемьева (Исторический музей), однако облик Димитрия Ростовского индивидуализирован, дополнен нимбом, композиция включает также архиерейский герб,

 



 
PR-CY.ru