ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ - Страница 29

Сохранилось более десяти различных по иконографии гравюр с элементами стилистики барокко, которые использовались мастерами в качестве иконописных образцов. Скорее всего, от портретов и, главным образом, гравюр в иконы перешла традиция помещения текстов с небольшой биографией нового чудотворца, датами обретения и открытия мощей, упоминанием имён царствующих особ, а также тропаря и кондака святому. На некоторых живописных иконах-портретах, финифтяных образках указан только год обретения мощей Димитрия Ростовского (1752 г.), а не прославления в лике святых. Редкая по сюжету гравюра «О брадах» третьей четверти XVIII в. (Российская национальная библиотека) показывает беседу Димитрия Ростовского со старообрядцами в 1705 г. в Ярославле (случай описан в «Розыске») тоже с подробным комментарием. Несколько гравированных листов третьей четверти XVIII в. из собрания Адама Васильевича Олсуфьева (Российская национальная библиотека) посвящены рассказу о чудесах и исцелениях, совершённых Димитрием Ростовским после обретения его святых мощей. Так, в круглых клеймах одного эстампа представлены 37 чудес, на другой – 40 сюжетов, из них четыре над средником относятся к житию святого: рождение, крещение, пострижение в монахи и обретение мощей. Ещё один лист с изображением Димитрия Ростовского содержит текст о 30 чудесах без их иллюстраций (по-видимому, такие произведения использовались в качестве источника информации, своего рода житийной литературы). Тогда же появилась гравюра с семью «типовыми» сюжетами жития святого (Российская национальная библиотека): рождение, крещение, монашеский постриг, поставление во иерея, возведение в сан архимандрита и епископская хиротония (читаются слева направо, снизу вверх, по принципу восхождения), как венец жизни Димитрия Ростовского вверху помещена композиция его погребения. Большая гравюра с 36 клеймами исцелений (Российская национальная библиотека), расположенных вокруг средника в два ряда (даже без сюжета обретения мощей), была выполнена до 1761 г., т.к. в тропаре содержится пожелание многолетия императрице Елизавете Петровне. В среднике иконы – изображение Димитрия Ростовского в рост, вполоборота вправо, с жезлом в правой руке, левая прижата к груди. Схематичные композиции с фигурами молящихся справа или слева у мощей сопровождаются записями о чудесах, с указанием (заимствованы из рукописных источников) имён и фамилий людей, их социального статуса, места жительства, подробностей болезни и исцеления. На редкой иконе «Свт. Димитрий Ростовский, с 36 клеймами чудес» конца XVIII в. из церкви в честь Вознесения Господня села Охотина (Круглицы) Ярославской области (Мышкинский народный музей), датированной на основе надписи в картуше с именем императора Павла I годами его царствования (1796–1801 гг.), в точности повторяются и рисунок средника, и расположение клейм, и композиция каждого клейма, отличие лишь в пропорциях фигур и деталях рисунка. Мастер создал иконописный вариант интерпретации лубочного листа, не совпадающий с оригиналом в манере исполнения.

 



 
PR-CY.ru