ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ - Страница 24

Распятие на столе, адресованные святому вирши (уже в конце XIX в. этот лист считался редким). Несколько икон второй половины XVIII в. (две в музее Андрея Рублёва, частные собрания) повторяют тип поясных живописных портретов (как из Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии) с использованием конкретных деталей: навершия жезла в виде посоха, панагии или наперсного креста (при освидетельствовании мощей на шее святого обнаружен «крест святый медный позлащенный»). В 1759 г. написана икона из придела во имя Димитрия Ростовского церкви мученика Иоанна Воина на Якиманке (храмовый образ из иконостаса этого придела – в рост, с прописями конца XIX в.), в 1760 г. Яковом Соколовым создана икона в сканном окладе, с употреблением слова «новоявленный» в подписи (Сергиево-Посадский музей). Впоследствии этот извод продолжал существовать, хотя и не получил большого распространения (образ конца XVIII в., принадлежавший Александру Яковлевичу Жмакину, затем в собрании Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской духовной академии), икона начала XIX в. (собор Богоявления в Елохове, Москва), иконный образец Василия Фёдоровича Архиповского 1820 гг. (Исторический музей), икона 1840 гг. (Орловский музей), эстамп 1857 г., изданный И. Покровским (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), – Димитрий Ростовский в рост, в рамке со Святой Троицей Новозаветной, ангелами и архиерейскими атрибутами. На иконе 1765 г. первоначальное облачение (архиерейская мантия) дополнено на окладе митрой (вероятно, по желанию заказчика). Келейное одеяние святого (ряса и клобук) использовано в одном из сюжетных изображений – Димитрий Ростовский с пером в руке за письменным столом во время работы над агиографическим сводом, как на уникальном образе начала XIX в. (музей Ростовского кремля), где изображены две иконы Божьей Матери – Ватопедская и Боголюбская с Ростовскими чудотворцами (последней святитель был встречен по прибытии на кафедру). К этому кругу памятников относится гравюра третьей четверти XVIII в. (Российская национальная библиотека), включающая текст «Духовного завещания» Димитрия Ростовского (занимает основную часть листа, почти дословно совпадает с текстом грамоты 1707 г.), его начальная строка воспроизведена и в книге на изображении. На акварельном рисунке в рукописи «Келейного летописца» конца XVIII в. (Российская национальная библиотека, Общество любителей древностей) фигура в зелёной рясе и клобуке, с нимбом заключена в овал на постаменте, вверху те же Богородичные иконы, текст в книге – эпиграф из «Келейного летописца». Наиболее распространённый извод на живописных иконах-портретах и традиционных иконах Димитрия Ростовского – парадное изображение в богослужебном облачении, саккосе, омофоре и митре, с наперсным крестом и панагией (в таком одеянии «гвоздичного цвета» с жёлтой палицей, в митре с горностаевой опушкой святитель был погребён, в ногах положен орлец). Существует два варианта его репрезентативных живописных изображений, восходящих к ранним оригиналам (очевидно, не сохранились).

 



 
PR-CY.ru