ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ - Страница 31

От Господа Саваофа слетает ангел с венцом-митрой в руках, из уст которого исходит строка текста: «Приимеши венец доброты (от) ру(ки) Г(с)дня». В небе, на облаках, восседают пророк Даниил со свитком («Сеющии радостию пожнут») и Димитрий Солунский. От Бога Отца исходят тексты «одесную» и «ошуюю»: «Пшеницу соберите в житницу Мою (…)» и «Соберите плевелы яко со... (со)жещи я». Вдали ангелы трудятся над сбором пшеницы и сжиганием плевел (справа), как образ житницы показан вертеп и Рождество Христово (слева). В нижней части иконы дано название образа «Семена бл(а)гочестия», Димитрий Ростовский именуется просто «преосвященнейшим митрополитом». В центре – родовой герб святителя, запечатлённый на портретах его отца в раме с архиерейскими регалиями (отличается от архиерейского герба Димитрия Ростовского с изображением сердца и орудий страстей). Большие хвалебные надписи на славянском и латинском языках слева и справа – фрагмент конклюзии-диплома 1707 г., где говорится именно о сеянии: «...Всеваеши (благоразумие), основание добродетелей, всеваеши чистоту, украшение души, всеваеши воздержание, росу духовную, всеваеши любовь к ближнему, совершенство правды, всеваеши любовь к Богу, венец благочестия...» Славянский перевод конклюзии был выполнен в 1755 г. ко дню памяти Димитрия Ростовского и поднесён митрополиту Арсению, который, очевидно, являлся заказчиком иконописного произведения. Образ, напоминающий о плодотворных святительских трудах Димитрия Ростовского, создан до принятия решения о его канонизации (нимб приписан позднее), но в иконописной технике и стилистике. Вскоре после прославления Димитрия Ростовского появились его иконы с Ростовскими и избранными святыми, тезоименными заказчикам, например, образ 1780 гг. в окладе мастера С. П. Кузова (Сергиево-Посадский музей, находился в усыпальнице под Успенским собором Троице-Сергиевой лавры), икона XIX в. (частное собрание), «Владимирская икона Божией Матери, с избранными и ростовскими святыми» 1855 г. письма Алексея Фёдоровича Крылова (музей Ростовского кремля). Вероятно, как новопрославленный святой Димитрий Ростовский представлен венчающим левую группу на иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» третьей четверти XVIII в. (Вологодский музей). Икона святителя второй половины XVIII в. (церковь в честь Смоленской иконы Божьей Матери в посёлке Выездное близ Арзамаса) включает клейма с двумя иконами Божьей Матери, избранными праздниками, святым и тропарем в картушах. Несмотря на традиционный стиль исполнения образа избранных святых в петербургском окладе 1833 г. (музей Андрея Рублёва, в центре – святитель Митрофан Воронежский), сохраняется крест в деснице Димитрия Ростовского как отсылка к его портретам. Вместе с Московскими святителями и Митрофаном Димитрий Ростовский был изображён на ярославской иконе 1830 гг. (Ярославский музей). Очевидно, частным заказом объясняется иконография эмалевой иконы начала XX в. мастера Александра Алексеевича Назарова (музей Ростовского кремля) – коленопреклонённые равноапостольные княгиня Ольга и Димитрий Ростовский перед изображением Покрова Богородицы.

 



 
PR-CY.ru