ДВУПЕРСТИЕ, двоеперстие и троеперстие - Страница 10

О благословении вод реки крестным знамением сообщается в «Житии блаженного Северина». Святые отцы призывали налагать крестное знамение для преодоления разных страстей. Иоанн Златоуст говорит так: «Обидел ли кто тебя? Огради крестным знамением грудь; вспомни всё, что происходило на Кресте – и всё погаснет». Иероним Стридонский упоминал совершение крестного знамения при печали и скорби о покойных. Однако чаще всего крестное знамение упоминается в качестве невидимой печати, отгоняющей дьявола. Один из разделов «Апостольского предания» подробно раскрывает именно этот аспект крестного знамения. Поскольку текст сохранился в нескольких версиях и был повреждён, как полагают исследователи, в процессе передачи (в латинской версии произошло удвоение материала), для его понимания обычно прибегают к методу реконструкции. Исследователи полагают, что в первой фразе в греческом оригинале прямо говорилось об использовании крестного знамения при искушении: «...Если ты искушаем…». Крестное знамение называется «знаком Страстей, данным против диавола», который следует совершать с верой (в латинской версии не рекомендуется делать это перед людьми, восточные же версии, наоборот, говорят о публичном характере жеста). Исследователи полагают, что образ «щита веры» заимствован из «Послания Ефесянам» (Еф. 6:16). Сила крестного знамения заключается и в том, что оно является подобием крестное знамения, данного в обряде крещения. Оно также символически представляет кровь агнцев из книги «Исход». Больше всего о борьбе с демонами с помощью крестного знамения говорится в монашеской письменности. В «Житии преподобного Антония Великого» приводится такое наставление: «Демоны, говорит он, производят мечтания для устрашения боязливых. Посему запечатлейте себя крестным знамением и идите назад смело, демонам же предоставьте делать из себя посмешище». В «Житии Григория Чудотворца» рассказывается о том, как он, будучи вынужден заночевать в языческом храме, изгнал всех демонов, начертав крестное знамение в воздухе во время обычных вечерних молитв. К помощи крестного знамения против демонов прибегали даже неверующие. Император Юлиан Отступник (361–363 гг.), уже отрёкшись от христианской веры, однажды невольно перекрестился, когда был испуган. В монашеской письменности исследователи встречают упоминания о чудесных исцелениях после совершения крестного знамения. Так, подвижник Пётр «положил свою руку на глаз больного, изобразил знамение спасительного креста, и болезнь сразу исчезла». Другой подвижник Лимней исцелял с помощью крестного знамения с призыванием имени Божия змеиные укусы. Блаженный Северин так же лечил нарывы. Феофилакт Симокатта сообщает о пленных варварах-язычниках, у которых на лбах с детства по настоянию матерей были наколоты знаки креста для спасения от моровой язвы. В период Вселенских Соборов крестное знамение часто упоминается в функции виатика (последнего напутствия). Так, согласно Григорию Нисскому, святая Макрина перед кончиной «положила печать крестного знамения на очи, на уста и на сердце». Некий юноша, о котором около 414 – 415 гг. сообщает епископ Еводий Августину Блаженному, перед смертью начал знаменовать лоб, а потом его рука спустилась до уст. Также и блаженный Северин после причащения Святых Таин, перед тем как отойти, «собственноручно осенил всё своё тело крестным знамением».

 



 
PR-CY.ru