ДВУПЕРСТИЕ, двоеперстие и троеперстие - Страница 11

Хотя ещё Антиохийский епископ Мелетий на Антиохийском Соборе 360/361 г., желая обличить арианство и проиллюстрировать учение о единосущии Отца, Сына и Святого Духа, использовал для этого пальцы, показав три перста и потом два из них сложив и оставив один, на внешней форме и толковании крестного знамения это не отразилось. Второстепенность способа перстосложения по отношению к самому знаку креста отмечал ещё Феодор Студит: тот, кто изобразит крест «хоть как-нибудь и [даже] одним только перстом, [тот] тотчас обращает в бегство враждебного демона». Только в начале II тыс. христианской истории на Востоке акцент в крестном знамении был перенесён на правое исповедание веры в Иисуса Христа и Пресвятую Троицу, что повлекло за собой споры о правильном перстосложении для выражения догматического учения. Появляются трактаты с тринитарными и христологическими толкованиями сложения пальцев для крестного знамения. Выделились также особые формы для архиерейского и иерейского благословений. На Западе же продолжали сосуществовать разные формы перстосложения для крестного знамения (одним, двумя, тремя перстами или всей ладонью). При этом в отличие от восточных церквей, где направление движения руки при наложении крестного знамения на себя и при благословении крестное знамение всегда различались (в первом случае – справа налево, во втором – слева направо, чтобы начинать с правого плеча благословляемого; исключение составляет архиерейское благословение обеими руками), в католической церкви появилась традиция креститься в том же направлении, в котором движется рука при благословении, т.е. слева направо, что получило символическое истолкование. Этот обычай стал доминирующим у католиков после Тридентского Собора (за исключением униатов, которые следуют восточным традициям). В современной практике Русской православной церкви крестное знамение обязательно совершается при благословении священным предметом – Евангелием, Крестом или Чашей. Также принято осенять себя крестным знамением при чтении или пении «Приидите, поклонимся», Трисвятого, в начале и при окончании чтения Священного Писания, на «аллилуия», при чтении и пении Символа веры, на отпусте. Обычай креститься во время каждого из прошений различных ектений не является уставным (в греческой и древнерусской традициях он не встречается). Крестное знамение совершается при прохождении по храму напротив царских врат. Крестятся при поставлении свечи на подсвечник перед иконой, перед прикладыванием к иконе, перед потреблением просфор. Креститься не положено во время архиерейского или иерейского приветствия «Мир всем» или иных возгласов, сопровождаемых благословением народа рукой. Крестное знамение не совершается во время чтения или пения псалмов и стихир, запрещено креститься при подходе к Святой Чаше для причащения. Крестное знамение в определённых случаях сочетается с поклонами, но при этом они не должны совершаться одновременно с крестным знамением. Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо.

 



 
PR-CY.ru