ДВУПЕРСТИЕ, двоеперстие и троеперстие

ДВУПЕРСТИЕ, двоеперстие и троеперстие – формы христианского перстосложения, сложение пальцев правой руки для совершения крестного знамения – молитвенного жеста, представляющего собой изображение креста движением кисти руки, и для преподания или благословения. Было принято в средневековом православии (церкви на Востоке) и доныне практикуется у христиан. Изображение креста рукой (обычно правой) на себе или на какой-нибудь вещи – древний символический жест в христианстве. Оно называется крестным знамением, используется в католической и православной Церквах, а в большинстве разновидностей протестантизма не практикуется. Знак Креста – это молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки. Оно совершается как знак исповедания своей веры, а также молитвенное обращение к распятому на Кресте Господу. Крест как орудие казни Христа стало в христианстве орудием искупления и спасения человека. Древнейшие письменные  свидетельства о крестном знамении известны в латинской патристике и принадлежат Тертуллиану и Киприану Карфагенскому. Вместе с тем есть и иконографические (римские мозаики, многочисленные памятники греческой и русской иконописи) и археографические («Пидалион», «Книга Никона Черногорца», свидетельства Константинопольского Собора 1029 г.) данные о широком распространении крестного знамения в древней и средневековой церкви. Крестное знамение традиционно изображается следующим образом: сложенные пальцы или ладонь возлагаются сначала на лоб, затем на грудь, затем поочерёдно на два плеча (в православной традиции сначала на правое, потом на левое, в католицизме – наоборот). В католицизме тип сложения пальцев чётко не фиксирован и особых споров не вызывал. Особое значение форма сложения пальцев при крестном знамении имела для русского православия, где крестное знамение был поставлено в догматический контекст. Первоначально широкое распространение в русском православии приобрело так называемое двоеперстие, при котором два пальца (указательный и средний) вытянуты, не сгибаясь (средний палец немного согнут), а большой и безымянный пальцы и мизинец сложены вместе и прижимаются к ладони. В средневековой Русской церкви двуперстие было закреплено как обязательно решением Стоглавого собора (1551 г.). Однако вскоре в ходе церковной реформы XVII в. произошёл переход к так называемому троеперстию, когда соединяются вместе («щепотью») большой, указательный и средний пальцы правой руки концами ровно, а безымянный и мизинец пригибается к ладони. Двоеперстие подверглось анафеме решениями патриарха Никона в 1653 г. и было осуждено соборами 1656 и 1657 гг., однако сохранилось в старообрядческой церкви. Старообрядческая апология двуперстия строилась на том, что, вводя троеперстие, символизировавшее только Троицу, и анафематствуя двуперстие (символ двух природ Христа), сторонники реформы тем самым разрушали связь между Троицей и Богочеловечеством  и исключали из системы христианских символов Боговоплощение, что давало старообрядцам повод к их обвинению в арианстве. Возражая на это, идеологи и сторонники реформы утверждали соответствие троеперстия православным греческим обрядам и ссылались на тот факт, что перемена обрядов не является ересью, тогда как отстаивание неизменности обрядов ведёт к расколу и отпаданию от Церкви (решением Синода Русской православной церкви (1929 г.) и Архиерейского собора (1971 г.) анафемы на двуперстие были сняты).

 



 
PR-CY.ru