ДВУПЕРСТИЕ, двоеперстие и троеперстие - Страница 7

В богословских текстах тесно переплетены темы Креста, Страстей, Распятого Христа и Воскресения. В то же время сам по себе Крест приобрёл значение главного христианского символа, которому воздаётся поклонение, которому присуща чудотворная сила. Более того, в византийскую эпоху широко распространилась практика молитвенного обращения ко Кресту Христову. Такие обращения содержатся в богослужебных текстах, посвящённых Кресту, в частности, в текстах Крестопоклонной недели: «Радуйся Живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение...» [«Радуйся, Живоносный Крест, прекрасный рай Церкви, древо нетления, произрастившее для нас наслаждение вечной славы...»]. В каноне, посвящённом Кресту Христову, говорится: «Явися великий Господень Кресте, покажи ми зрак Божественный красоты твоея ныне..., ибо яко одушевленну тебе, и возглашаю, и облобызаю тя». Этот и подобные тексты могут навести на мысль о том, что в православной традиции крест воспринимается как живое существо, способное слышать молитвы и отвечать на них. Однако «одушевление» креста, превращение его в живое существо не характерно для богословия отцов Церкви. Многовековой опыт почитания Креста и поклонения Кресту, которым обладает православная церковь, отражён в богословской литературе и в богослужебных текстах, он включает и молитву ко Кресту, «яко одушевленну». Согласно богослужебным текстам, Крест Христов является источником исцелений, он прогоняет демонов, через него верующему подаётся благословение Божье. Вместе с тем сила, которая действует через крест, не является какой-то присущей ему автономной силой. Через крест действует сила Божья, энергия Божья. Молитва, адресованная Кресту Христову, восходит к Распятому на Нём; сила, исходящая от Креста, исходит от Самого Господа. И причина спасения, проистекающего от Креста, заключается в том, что на Нём был распят Спаситель мира, Христос. Православная церковь сохранила древний обычай совершения крестного знамения за богослужением и в домашней молитве. Этот обычай восходит к раннехристианской церкви: Василий Великий свидетельствует о нём как о неотъемлемой части древнего церковного Предания. Верующие осеняют себя крестом на молитве, а также перед началом всякого дела. Благословение священника выражается в том, что он осеняет подошедшего к нему крестным знамением. Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, освящение воды в таинстве крещения и многие другие священнодействия совершаются при помощи крестного знамения. Крест называют Животворящим. Знамение Креста, по словам Григория Паламы, «божественно и достопокланяемо, будучи священной и честной печатью, освящающей и совершающей данные от Бога человеческому роду вышеестественные и неизречённые блага, отъемлющей проклятие и осуждение, уничтожающей тление и смерть, доставляющей вечную жизнь и благословение...». Крест, крестное знамение являют силу Божью при совершении церковных таинств и в частных молитвах верующих. По словам Феодора Студита, которые вошли в богослужебный текст, «предлагается крест, и мир радуется пришествию Духа». Крест, прообразом которого был Ковчег Завета, сам является прообразом эсхатологического Царства Христа. Крест как бы соединяет Ветхий Завет с Новым, а Новый Завет – с «будущим веком», когда упразднятся все материальные символы.

 



 
PR-CY.ru