ДВУПЕРСТИЕ, двоеперстие и троеперстие - Страница 3

В христианстве особое место занимает почитание Креста как символа победы над смертью. Крест в христианстве – главный священный символ и важнейший культовый элемент. Происхождение креста остаётся дискуссионной проблемой, существуют разные гипотезы этого образа. Раннехристианские общины по-разному относились к кресту: некоторые – осторожно, усматривая в нём языческое содержание, друге воспринимали крест как знак сопричастности Иисусу Христу. Только около IV в. Церковь повсеместно включает крест в культовую практику, связав его с орудием казни Христа. В соответствии с трактовкой смерти Христа как жертвы во спасение человечества крест приобретает значение символа победы над смертью и вечной жизни. Христиане верили, что в кресте заключена чудотворная покровительствующая сила: так, по одной из легенд, император Константин (около 285 – 337 гг.) перед начало одной из битв узрел ангела на небесах с крестом в руке – битва завершилась победой. Постепенно в христианском сознании буквально каждый элемент видимого, материального мира стал восприниматься как определённый шифр, раскрытие, понимание которого могло приблизить человека к пониманию Бога или божественного устройства вселенной. Иначе говоря, понятные, знакомые нам вещи рассматривались как знаки, символы, в которых «зашифрованы» образы Мира Небесного – Горнего. Можно сказать, всё христианство пронизано символами. «Всё, да не всё, – возразят богословы. – В Евхаристии хлеб и вино являются не символами, а реальными Телом и Кровью Христовыми». Один из фундаментальных, самых значительных христианских символов – крест. Этот символ появился задолго до христианства и с древних времён был солярным знаком; в христианской культуре обозначает: а) вечную жизнь, дарованную людям через жертву Христа; б) символ победы Жизни над Смертью и Воскресения; г) орудие пыток и казни Христа; д) символ христианства, как вероучения. Осенение себя крестным знамением – признание креста как символа христианства, выражение надежды на спасение, его защиту от дьявола. Однако при этом имеется в виду не спасение телесной оболочки в этой, земной жизни, а спасение бессмертной души для вечной жизни. Культ креста естественным образом вырастает из учения об искуплении. Согласно учению апостола Павла, Бог через Сына Своего примиряет с Собой «всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:20); Бог «оживил» человека, простив ему все грехи, пригвоздив ко кресту «рукописание» его грехов (Кол. 2:14); Иисус Христос примиряет человека с Богом «посредством креста, убив вражду на нём» (Еф. 2:16). Для усвоения плодов искупительного подвига Христа человек должен последовать Его указанию: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною...» (Мф. 16:24; см. также: Мк. 8:34; 10:21; Лк. 9:23; ср.: Мф. 10:38; Лк. 14:27). В Римской империи крест считался позорным орудием казни: на кресте распинали опасных преступников, совершивших множество злодеяний. О распятых на кресте Священное Писание говорит как о проклятых перед Богом (Втор. 21:23). Поэтому, по словам апостола Павла, «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе»)» (Гал. 3:13). Спаситель взошёл на Крест добровольно, ради спасения человека. Крест стал жертвенником, на котором принесена великая Жертва за всё человечество. «Неосуществимое над Сыном Божьим проклятие становится благословением; через крест все условия греха становятся условиями спасения». Крест разрушил силу греха; Крест разрушил также силу смерти.

 



 
PR-CY.ru