ДВУПЕРСТИЕ, двоеперстие и троеперстие - Страница 2

Ветхий Завет содержит эпизоды, которые в христианской традиции воспринимаются как прообразы Креста. В «Книге Бытия» образ победоносного креста святые отцы находили, прежде всего, в трёхсотном числе домочадцев Авраама, с которыми он вышел против людей, пленивших Лота, и победил их. В «Книге Бытия» образ креста есть также в благословении патриархом Иаковом детей Иосифа – Ефрема и Манассии. В «Книге Исход» прообразовал четвероконечный крест: а) агнец, которого, после попечения, нужно было вкушать по повелению Божию; б) крестообразное пресечение моря жезлом Моисея также прообразовало четвероконечный крест; в) четвероконечный крест был прообразован руками молящегося на горе Моисея, сложенными крестообразно; г) расположение израильских полков в пустыне на четыре части служило также прообразованием креста четвероконечного следующим образом: в середине ополчения стояла сень свидения с кивотом Завета, и тут же находилось племя Левиино, служившее скинии. Спереди, с востока, расположены были три полка: Иудин, Иссахаров и Завулонов; сзади, от запада, – тоже три полка: Ефремов, Манассиин и Вениаминов. На правой стороне, от юга, три полка: Рувимов, Симеонов и Гадов. На левой стороне, от севера, – три: Данов, Ассуров и Неффалимов. Таким образом, ополчение израильтян в пустыне было крестообразное. Об этом прообразовании упоминается и в каноне Воздвиженском, в песне четвёртой, стихире третьей: «Священно ополчаются четверочастнии людие предходяще образом свидетельства скинии, крестообразными чинми прославляемии». В битве с амаликитянами Моисей обращается с молитвой к Богу, простёртыми руками изображая крест. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нём, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17:11–12). В «Книге Чисел» четвероконечный крест прообразовало – а) совершённое Моисеем ударение жезлом в камень, источивший вследствие этого воду жаждавшему в пустыне народу Израильскому; б) медный змий, повешенный Моисеем в пустыне на знамени. В «Книге Судей» четвероконечный крест прообразовал Самсон, обхвативший обеими руками столпы в филистимском храме. В «Книге Царств» прообразованием Животворящего Креста служили, по замечанию святых отцов, те поленца, которые собрала вдова сарептская, чтобы испечь на них хлеб. Таким образом, прообразования святого креста в Ветхом Завете имели подобие креста четвероконечного, а отнюдь не восьмиконечного: значит, и самое Животворящее Древо должно быть четвероконечным. Патриарх Иаков благословляет детей Иосифа, при этом его руки, возлагаемые на них, образуют крест (Быт. 48:13–16). Псалмопевец призывает превозносить Господа и «поклоняться подножию Его», ибо «свято оно!» (Пс. 98:5), что также символизирует Крест. В видении пророку Иезекиилю предстают животные, с лицами, крыльями и т.д. (Иез. 1) – это видение Креста. Христианский Крест прообразуется в Ветхом Завете не только по форме, но и по смыслу, и по действию: предызображением Креста считается Древо жизни, произраставшее в раю (Быт. 2:9). «Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы жизнь и воскресение», – говорил преподобный Иоанн Дамаскин. Прообразами Креста Господня воспринимаются дерево, на которое Бог указал Моисею, и тот бросил его в горькую воду при Мерре, «и вода сделалась сладкою» (Исх. 15:23–25); медный змей, поднятый Моисеем на знамени, – об этом прообразе говорит Сам Спаситель: «И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому...» (Ин. 3:14). Все эти и другие прообразы Креста упоминаются в богослужебных текстах.

 



 
PR-CY.ru