ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 20

Вначале музыканты должны прочесть специальную молитву, написанную также К. Штокхаузеном: «Боже, Ты еси всецелостность. Галактики – Твои члены. Солнца – Твои клетки. Планеты – Твои молекулы. А мы – Твои атомы. Наполни же нас Своим Светом». Исследователи отмечают, что в названных действах К. Штокхаузен демонстрирует высокий уровень композиторской техники (изобретательно варьируя при неизменности звуковысотной структуры ритм, тембр и плотность звучания). Одним из первых К. Штокхаузен включил в партитуру своих сочинений жесты актёров-мимов; в композиции «Инори» (1973 г.) они воспроизводят ритуальные жесты, заимствованные из разных религиозных традиций. Наивысшего развития ритуальный театр К. Штокхаузена достигает в грандиозной гепталогии «Свет», над которой композитор работал с 1977 г. вплоть до недавнего времени. Части цикла, названные по дням творения, рассматриваются как структура некоего «универсума»: «Понедельник» – день его зарождения, «Вторник» – день войны хаоса и провидения в эволюционном эксперименте, «Среда» – день согласия этих сил, «Четверг» – день познания сил и выбора пути, «Пятница» – день искушения и покаяния, «Суббота» – день смерти и трансформации, «Воскресенье» – день полёта и растворения в свете. В гепталогии три главных персонажа – Михаил, Ева и Люцифер, каждый из которых имеет три воплощения в виде певца, музыканта-инструменталиста и танцовщика. Как и в тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» (послужившей К. Штокхаузену исходной моделью), образы и судьба персонажей обнаруживают близость к характеру и жизни автора. Музыка К. Штокхаузена – крайний, хотя и далеко не единственный в своём роде случай свободного религиозного творчества в сфере музыкального искусства. Авангардные религиозные концепции, во многих случаях вдохновляемые ожиданием наступления «новой эры» (New Age), присущи творчеству не только представителей так называемой Новой музыки, но и тех их современников, чей музыкальный язык выглядит более или менее традиционным. Так, британский композитор сэр Майкл Типпет соединял веру в наступление эры Водолея, которая придёт на смену эре Рыб, начавшейся с рождением Христа, с приверженностью юнгианской теории архетипов и, в частности, утверждениям Юнга о том, что на смену «миру Сына» (христианской эре) должен прийти «мир Святого Духа». Юнгианскими идеями проникнута уже оратория «Дитя нашего времени» (1939–1941 гг.) – наиболее популярное произведение композитора, созданное в начале творческого пути. В дальнейшем мысль о смене эпох, варьируясь на разные лады, определяет замысел большинства сочинений автора, в том числе центральных для его творчества (таких, как опера «Свадьба в Иванов день» (1955 г.), кантата «Видение святого Августина» (1965 г.), телеопера «Новый год» (1989 г.)). Одним из признаков авангардного мышления исследователи называют отказ от использования традиционных жанров. Вместе с тем подобные тенденции не стали универсальными для музыки второй половины XX в., и уже начиная с 1960 гг. к жанровым моделям христианского происхождения начали обращаться даже многие из тех, кого принято считать представителями послевоенного авангарда. Композитор венгерского происхождения Дьёрдь Лигети (1923–2006 гг.), сочинив «Реквием» (1965 г.), говорил: «Средства – традиционные, форма и звучания новые». Д. Лигети произвольно отобрал канонические тексты и выстроил четырёхчастную композицию: Introitus, «Kyrie eleison», De die judicii sequentia (куда вошли строфы «Dies irae»: «Tuba mirum», «Recordare», «Confutatis») и «Lacrymosa».

 



 
PR-CY.ru