ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 12

Композитор показывает героев (княгиню Людмилу и её подданных) в развитии: от участия в обрядовых языческих праздниках через лирические сцены Людмилы и князя Борживого к торжественному принятию христианства. «Святая Людмила» – воплощение классического понимания композитором драматургии ораториального жанра, и не случайно первое исполнение этого произведения состоялось в Англии (Лидс), на родине классической оратории. Устойчивое положение в западноевропейской духовной музыке XIX в. занимают литургические жанры католической церкви – мессы, реквиемы, отдельные песнопения и молитвы. К ним независимо от конфессиональной принадлежности обращались многие выдающиеся композиторы, находя в их текстах, образах обобщённое выражение собственных духовных исканий, эмоциональных состояний. Большая часть этих жанров утратила непосредственную связь с церковной культурой и была переосмыслена, приобретя более широкую интерпретацию. Одно из самых значительных вокально-симфонических произведений XIX в. – «Торжественная месса» Л. ван Бетховена благодаря крупным масштабам, сложности музыкальных образов и их развития не смогла вписаться в богослужебное последование. Литургические формы оказались нарушены и во всех шести мессах Ф. Шуберта (1814, 1815, 1815, 1816, 1822, 1828 гг.), из которых исследователям наиболее известны две последние (As-dur и Es-dur): изменения коснулись, прежде всего, текстов (особенно в разделе «Credo»), что сделало невозможным использование этих произведений в богослужебной практике, но обогатило концертный репертуар. В «Немецкой мессе» (1827 г.), написанной для хора в сопровождении духовых инструментов и органа, композитор обратился к неканоническому тексту (пантеистический текст профессора физики И.Ф. Неймана), который впоследствии был запрещён католической церковью. Месса Роберта Шумана, сочинённая композитором в последние годы жизни (1852–1853 гг.), и созданный одновременно с ней «Реквием» стали откликом на религиозные запросы Дюссельдорфа, города католической конфессиональной традиции, где завершился творческий путь мастера. При жизни автора эти сочинения не исполнялись и в церкви приняты не были. Литургические произведения Ф. Листа – «Торжественная месса» (1855 г.), «Венгерская коронационная месса» (1867 г.), – созданные им для значимых церковных событий (освящение собора в Эстергоме (Гране), коронация австрийского императора Франца Иосифа I королём Венгрии), после первого исполнения в храме в католическом богослужении не использовались и получили распространение только в концертах. В них нашли отражение характерные особенности симфонического мышления Ф. Листа как художника-романтика. Те же черты присутствуют в трёх больших мессах Антона Брукнера (1824–1896 гг.), наиболее значительных сочинениях, созданных им до переезда в Вену (1864, 1866, 1868 гг.). В них продолжена свойственная романтикам традиция сближения церковного и симфонического стилей. Дань литургическим жанрам отдал и один из крупнейших итальянских оперных мастеров – Джоаккино Россини (1792–1868 гг.).

 



 
PR-CY.ru