ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 13

На закате творческой деятельности, полностью отойдя от оперы, он написал несколько духовных произведений, среди которых самое значительное – «Маленькая торжественная месса» для солистов, хора и фортепиано-фисгармонии, позже оркестрованная (1863–1864 гг.). Сочинение, наполненное оперной патетикой, возвышенной чувствительностью, в церкви никогда не звучало. Его первое исполнение состоялось в домашнем кругу, а после смерти композитора – в «Театр Итальен» в Париже. В стороне от романтических поисков находятся мессы Шарля Гуно, и особенно его монументальная «Торжественная месса св. Цецилии» – покровительницы музыки (1855 г.), пронизанные духом религиозного аскетизма и суровости. «Месса D-dur» А. Дворжака (1887 г.) сочинена по частному заказу крупного архитектора и первого президента Чешской Академии Наук Йозефа Главки для освящения замковой часовни; она окутана атмосферой сельского музицирования, простотой и наивностью, её камерно-лирический тон далёк от торжественных официальных служб. В ряду жанров церковной музыки XIX в. особое место принадлежит реквиему, получившему широкое распространение в романтическом искусстве вне богослужения. Драматический пафос, заложенный в тексте песнопений, особенно в его центральном по значимости разделе «Dies irae», позволил трактовать этот жанр то в скорбно-субъективном, то в декоративно-театральном, то в героико-патетическом тоне. Ряд произведений этого типа имеет мемориальный характер: посвящён памяти близких или значительных исторических личностей. Одним из первых в XIX в. к реквиему обратился Луиджи Керубини (1760–1842 гг.), написавший два произведения в этом жанре (1816, 1836 гг.), второе – для мужского хора. По мнению исследователей, они отличаются классичностью образов, ярким тематизмом, блестящей оркестровкой; первый реквием (c-moll) высоко ценили Л. ван Бетховен, Г. Берлиоз, И. Брамс. Особой популярностью у слушателей пользуются реквиемы Г. Берлиоза, Джузеппе Верди (1813–1901 гг.), А. Дворжака. По мнению исследователей, они выделяются индивидуальностью подхода к избранному жанру и не предполагают исполнения в храме. «Реквием» Г. Берлиоза (1837 г.), написанный в память жертв Французской революции 1830 г., имеет, скорее, по мнению исследователей, гражданственный характер, отмечен повышенной экспрессивностью, грандиозностью образов, декоративной живописностью письма. «Реквием» Дж. Верди (1874 г.), посвящённый памяти писателя А. Мандзони, близок к оперно-театральной стилистике, его музыка темпераментна и образно конкретна, а некоторые эпизоды прямо напоминают оперные сцены. Характер музыки «Реквиема» А. Дворжака (1890 г.), по мнению исследователей, скромный, доверительный, по-славянски задушевный, в произведении нет внешних эффектов, царит состояние покоя и умиротворённости. Не столь широко известны реквиемы Ф. Листа, А. Брукнера, К. Сен-Санса, Г. Форе. «Реквием» А. Брукнера (1849 г.) принадлежит к числу ранних сочинений композитора, создан в период его службы органистом в монастыре св. Флориана (Линц, Австрия), отличается, по мнению исследователей, строгим, эмоционально сдержанным характером. «Реквием» Ф. Листа (1867–1871 гг.) написан для мужского хора и органа в близкой композитору григорианской стилистике; в нём отражены размышления Ф. Листа о жизни и смерти, скорбь по поводу личных утрат.

 



 
PR-CY.ru