ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 18

С сюжетами Священного Писания или с церковной историей связаны другие сочинения О. Мессиана, например, «Гимн святому Причастию» (1932 г.), «Квартет на конец времени» (1941 г.; навеян образами Апокалипсиса), «Образы слова Аминь» (для двух фортепиано; 1943 г.), «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса» (для фортепиано; 1944 г.), «Три маленькие литургии Божественного присутствия» (для женского хора и инструментального ансамбля; 1944 г.), «Цвета града небесного» (для фортепиано, духовых, ударных; 1963 г.), «И чаю воскрешения мёртвых» (для духовых и ударных; 1964 г.), «Преображение нашего Господа Иисуса Христа» (оратория для хора и оркестра; 1969 г.), опера «Святой Франциск Ассизский» (1983 г.). Будучи мыслителем-теоретиком, О. Мессиан так классифицирует духовную музыку: «Музыка может быть приспособлена к религии разными способами. Сначала церковная музыка (la musique liturgique), которая следует структуре службы и имеет значение только как её сопровождение. Затем идёт религиозная музыка (la musique religieuse) – и это название охватывает широкий спектр различных эпох и стран, различных эстетических взглядов. Наконец, прорыв дальше, к невидимому и невыразимому, что можно передать с помощью «звука-цвета» и свести к ощущению “ослепляющего восхищения”». Чешский композитор Пётр Эбен (род. в 1929 г.), подобно О. Мессиану, во многих сочинениях стремится выразить через музыку христианские ценности. Провозглашая равенство различных религиозных традиций перед Богом, он цитирует католические, православные, иудейские песнопения. Среди произведений П. Эбена есть литургические опусы, однако известность ему принесли религиозно-программные сочинения для органа, предназначенные для концертного исполнения: «Воскресная музыка» (1958 г.), «Laudes» (1964 г.), «Иов» (1987 г.), «Пейзажи Патмоса» (по Апокалипсису, 1984 г.) для органа и ударных. Старший современник О. Мессиана Франсис Пуленк (1899–1963 гг.), один из участников группы «Шесть» (франц. «Les Six»), представляется исследователям его антиподом. Поворот Ф. Пуленка к религии произошёл в 1936 г. Испытав потрясение от трагической смерти композитора Пьера Октава Ферру, он вернулся к католической вере своего детства. К тому же году относятся его поездка в Рокамадур и новое потрясение, связанное с увиденной скульптурой Рокамадурской Богоматери из чёрного дерева. Ф. Пуленк так объяснял свои мотивы обращения к духовной музыке: «...Большую роль сыграла наследственность. Если одна сторона моего искусства объясняется суперпарижским началом, унаследованным от моей матери, то не надо забывать, что мой отец был уроженцем того самого горного кряжистого Айверона, который находится между Овернью и Средиземноморьем… В архитектуре романский стиль, особенно романский стиль юга Франции, всегда был моим идеалом церковного зодчества, я говорю о Везелэ, Отэнэ, Муассане или церквах Богоматери в Пюи или Конке... Я люблю, когда религиозный дух выражается ясно, солнечно, с тем же реализмом, какой мы видим в римских куполах». Эти представления нашли отражение как в церковных сочинениях – «Мессе G» (1937 г.), «Stabat Mater» (1951 г.), так и в сочинениях духовного содержания – «Литаниях Чёрной Богоматери» (для хора; 1936 г.), «Диалогах кармелиток» (опера; 1957 г.).

 



 
PR-CY.ru