ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 14

В «Реквиеме» К. Сен-Санса (1878 г.), по мнению исследователей, господствует по-французски ясный, сдержанный тон музыки, настроение тихой печали подчёркивает интимность выраженных эмоций. Впервые исполненный в церкви Сен-Сюльпис в Париже на поминальной службе по близкому другу композитора А. Либону, этот «Реквием» в дальнейшем не приобрёл популярности, как сочинение в значительной мере компилятивное, вторичное как по отношению к творчеству самого К. Сен-Санса, так и к традициям жанра в целом. «Реквием» Г. Форе (1888 г.), созданный вскоре после смерти родителей композитора, в период глубокой душевной депрессии, является одним из лучших и наиболее глубоких его сочинений. Просветлённо-лирический, благородный характер музыки этого произведения позволил современникам назвать его «великой колыбельной смерти». Представление «Реквиема» в церкви Ла-Мадлен в Париже имело большой успех, но, однако, его следующее исполнение в том же храме состоялось только при отпевании самого Г. Форе (в 1924 г.). Особняком среди произведений этого жанра стоит «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса (1865–1868 гг.), написанный на специально подобранные композитором библейские тексты в переводах Мартина Лютера. Произведение не имеет богослужебного предназначения, но его первое исполнение состоялось в кафедральном соборе в Бремене. Несмотря на то что некоторые из названных произведений хотя бы раз прозвучали в церкви, такое исполнение, как правило, носило частный характер, а подлинная художественная жизнь этих сочинений связана с концертным залом. В XIX в. наряду с крупными богослужебными композициями как в церковной, так и в концертной практике часто встречаются небольшие произведения – отдельные песнопения, молитвы, мотеты и др. В XX в. по отношению к классической музыке понятие «духовная» имеет универсальный, всеобъемлющий характер. Творчество любого значительного композитора этого периода тесно связано с его духовными исканиями или со стремлением осознанно следовать в русле избранного религиозного течения. Сакрализация концертной музыки в ХХ в. является логичным продолжением тенденций, наметившихся ещё в романтическом искусстве. Кроме того, с формированием индустрии развлекательной (эстрадной) музыки современные композиторы классико-романтической традиции в значительно меньшей степени, чем их коллеги предшествующих веков, уделяют внимание «лёгким», прикладным бытовым жанрам. На внешнем уровне «сакральное» в музыке ХХ в. проявляется, прежде всего, в трёх формах: в использовании текстов духовного происхождения (богослужебных, библейских, молитвенных, философско-религиозных и т.п.) в концертных произведениях; в использовании числовой и буквенной символики, почерпнутой из религиозной традиции; в обращении композиторов к «жанровым моделям» церковной музыки – часто старинного происхождения, малоупотребительным в классико-романтическую эпоху; сюда же примыкает имитация стилевых особенностей традиционной церковной музыки, в творчестве некоторых композиторов приобретающая значение индивидуальной стилевой манеры. Свобода трактовки избранных «моделей» весьма велика: каноны жанра могут частично или полностью трансформироваться.

 



 
PR-CY.ru