ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 39

«Колокола молитвы – Пентикостарий» – «молитвенное многоязычное произведение для трёх солистов (поющих на еврейском, греческом и латинском языках), восьми мужских голосов, восьми катушек для катушечного магнитофона и 66 четвертитоновых колоколов», заказанных и изготовленных специально для этого музыкального сочинения. Произведение состоит из 21 «молитвы», часть которых без текста, исполняется на колоколах, символизирующих единство, «наведение мостов через культурные и исторические границы между различающимися, но тесно взаимосвязанными певческими традициями». К. Кукиас заявляет, что использует церковный распев и в качестве мелодии, и в качестве аккомпанемента. «Сочинение основано на гетерофонии в противоположность полифонии или гармонии. Это означает, что мелодия или распев используются для создания гармонического аккомпанемента и структуры песнопения». Иногда для создания аккомпанемента вводится цифровая задержка вступления мелодии. Исследователи отмечают, что идея использования распева в качестве «чистого источника» для аккомпанемента близка к специальному методу, применённому М. Адамисом. Современный композитор К. Хадзис не только включает в произведения церковные распевы, часто в виде аллюзий, но и использует музыкальную структуру как средство выражения своих духовных исканий. Музыкальную структуру он рассматривает как движущую силу для общения (vehicle for communication), упрощает с помощью метода, близкого к методу притч в христианском учении. Как считает К. Хадзис, его структурный подход отражает специфически христианскую концепцию «протягивания руки» другому человеку. Исходя из того, что «большая часть опыта людей в отношении познания мира связана со временем», К. Хадзис утверждает, что «путь» может быть представлен подобным же образом, как «опыт через время», «через время сообщение вневременной истины должно быть открыто и открывается миру». Исследователи отмечают, что с помощью комплексного подхода он стремится постигать музыкальную структуру «не как вместилище материала, а как путь, исследуемый композитором по мере движения по нему... таким образом, что слушатель чувствует, что идёт тем же путём, что и композитор, встречается с теми же ожиданиями и препятствиями и, как можно надеяться, делает из этого опыта те же выводы, что и композитор». Свою симфонию для хора «Гроб Жизни» К. Хадзис называет «непрерывной и продолжающейся медитацией в четырёх частях над словами “жизнь”, “смерть”, “любовь” и “Христос”». Это – одно из нескольких сочинений автора, содержащих отсылочные метафоры в области структуры и испытавших влияние церковного распева. В первой части, «Саркофаг», после песнопения «Жизнь во гробе», исполняемого хором и солистом, К. Хадзис приглашает слушателей присоединиться к исполнителям, отсылая таким образом к православному понятию «общение», «причащение». «Это обряд духовного общения, с помощью которого люди глубоко связаны между собой через совместное пение. В такие моменты линеарное развёртывание, которое теоретики музыки понимают как форму, теряет своё значение и бледнеет в сравнении с более глубокой структурой, которую этот редкий момент совместного общения представляет и открывает в музыке. Как и в «Исповеди» («Confessional», виолончельный концерт композитора)..., внешняя структура приносится в жертву более глубокой метафоре, которая есть подлинная структура произведения. В этом случае метафора есть не текст песнопения, но сам акт вовлечения аудитории». Музыка с духовными цитатами и на духовные темы сочиняется современными музыкантами, работающими в рамках популярных жанров, таких как джаз, рок и поп. Среди них греческий пианист В. Цабропулос, рок-группа «Свободные монахи», женская группа «Икона», современные православные певцы Моника Мэтьюз (греко-американская традиция), автор обработок древних православных песнопений, и Катина (Кэтлин Патицас)



 
PR-CY.ru