ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 17

В этом же ряду стоят такие сочинения, как «Stabat Mater» (1926 г.) и Литании Деве Марии (1934 г.) Кароля Шимановского, «Венгерский псалом» (1923 г.) Золтана Кодаи (на текст Пс 55(54) в переводе на венгерский язык XVI в.) и др. В то же время создаются сочинения, авторы которых обращаются к музыкальному наследию предшествующих лет и стремятся воссоздать стилистические черты ранних многоголосных месс эпохи Ars nova. Их исследователи рассматривают в контексте неоклассицизма – одного из магистральных стилей первой половины XX в. Такова, например, «Месса» (1963 г.) для хора a cappella Пауля Хиндемита, в шести частях ординария которой сочетаются жёсткие созвучия средневековой музыки (с преобладанием квартовых и секундовых ходов) и полифонические принципы барокко. В части «Gloria» композитор использует цитату из григорианской мессы «Aux fetes solennelles» («На торжества») и выводит из неё все мотивные образования этой части. Однако П. Хиндемит не ставил задачи создать музыку для богослужения. Рационализм и сдержанность в чувствах И.Ф. Стравинского, П. Хиндемита и других представителей так называемого неоклассицизма 1920–1930 гг. также вызвали к жизни противоположную тенденцию. Наиболее ярко она проявилась в творчестве группы «Молодая Франция» (1936 г.), выступавшей «за гуманизм, новый романтизм и религию». Духовную позицию представителей этой группы, Оливье Мессиана (1908–1992 гг.), Жан-Ива Даниель-Лесюра (1908–2002 гг.), Андре Жоливе (1905–1974 гг.), Ива Бодрие (1906–1988 гг.), исследователи рассматривают в контексте неотомизма, один из главных идеологов которого, Жак Маритен, призывал: «Не отделяйте в себе искусство от веры..., но пусть остаётся отделённым то, что существует отдельно. Не старайтесь перемешать насильно то, что прекрасно соединяет сама жизнь. Если вы превратите эстетику в религию, то повредите вере. Если превратите благочестие в непременное творческое правило или назидание – в художественный приём, то повредите искусству». Ключевой фигурой религиозно-программного направления считается О. Мессиан, который не просто использовал духовные сюжеты, но пытался выразить через них своё мироощущение, основой которого была вера. Композитор говорил о себе: «Я христианин, католик, я имел счастье родиться верующим. Эта вера укрепилась усердным чтением – от Ветхого и Нового Завета до современных теологов. В большинстве моих произведений я размышляю о таинствах веры, что отражается в их заглавиях». Избранные О. Мессианом темы – это повод для музыкальных размышлений (исследователи считают не случайной приверженность О. Мессиана к жанру медитации), комментариев, подобно тому как это делали современные ему католические философы (Этьен Анри Жильсон, Габриэль Оноре Марсель, Пьер Тейяр де Шарден). К этой линии в творчестве композитора принадлежат органные циклы «Небесный пир» (1928 г.), «Явление вечной Церкви» (1931 г.), «Вознесение» (1934 г.), «Рождество Господне» (1935 г.), «Тела нетленные» (1939 г.), «Месса Пятидесятницы» (1950 г.), «Медитации на Мистерию Святой Троицы» (1969 г.), «Книга святого Причастия» (1984 г.).

 



 
PR-CY.ru