АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) - Страница 9

Начиналось следующее чтение. Число повторений указанной схемы на вечерней службе равнялось шести, отчего сама служба называлась «Службой шести молитв». Число повторений на утренней службе неизвестно. В воскресные дни псалмы пелись по стихам старшими монахами, остальные монахи отвечали респонсорием. На Пасху для богослужения собирались монахи всех Пахомиевых монастырей, так что число их порой доходило до нескольких тысяч. Правила Пахомия, регламентировавшие образ жизни общежительных монастырей, дали начало дисциплинарным разделам богослужебных Типиконов. В Египте впервые появились особые монашеские одежды: куколь, колловий, пояс, аналав (или анаволий), мафорий, милоть, посох, сандалии. В церковь монахи ходили во всех своих одеждах, но босиком. У входа в храм диаконы омывали братии ноги в специальном тазу, считавшемся церковной утварью. В той одежде, которую получили при постриге, монахи ходили на литургию; в этой же одежде монахов и погребали. В монастырях по субботам и воскресеньям в третий час дня (около 9 утра) совершалась литургия. Первоначально её совершали приглашавшиеся из городских и деревенских храмов пресвитеры, но достаточно скоро епископы начали посвящать для монастырей пресвитеров из числа насельников, их называли «освященными монахами» – иеромонахами. К причащению монахи приступали, сняв пояс и милоть. Больных братий ходили причащать по кельям. Отшельники брали Святые Дары с собой. По свидетельству Пимена Великого, монахи большинства египетских монастырей причащались дважды в неделю – в субботу и воскресенье, но уже в IV в. возник порицавшийся преподобными аввами обычай редкого причащения. В египетских монастырях сохранились агапы, превратившиеся в братские трапезы из приношений жертвователей. Они устраивались после литургии, многие монахи избегали их, считая недостаточно умеренными. В Скиту и на горе Нитрийской после воскресной литургии желающим из братии раздавали иногда паксамы (сухари) и по чаше вина. В Пахомиевых монастырях после литургии бывали духовные беседы настоятеля с братией. Египетское монашество, знаменитое своими постническими подвигами, положило начало правилам о посте, которое вошло в богослужебные Типиконы. После IV Вселенского собора (451 г.) Александрийская церковь раскололась на монофизитов и православных. Монофизитская партия была популярна в египетской монашеской среде и у коптов, впоследствии она оформилась в Коптскую церковь. Из-за тесной связи Коптской церкви с египетским монашеством на её богослужении лежит сильный монашеский отпечаток, оно характеризуется аскетичностью и неохотным использованием гимнографии, службы суточного круга Коптской церкви почти в чистом виде сохраняют обычаи древних египетских монастырей. Формуляры литургий и таинств Коптской церкви в значительной степени отражают традиции приходского богослужения Египта V–X вв. Коптская церковь использует три литургии: Кирилла Александрийского – коптский вариант литургии апостола Марка (совершается только в Великую субботу); «святителя Григория Богослова», заимствованную коптами у сирийских монофизитов (совершается в великие Господские праздники); египетская Василия Великого (совершается в остальные дни года).

 



 
PR-CY.ru