АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) - Страница 6

Наиболее древнее свидетельство о существовании в Александрийской церкви IV в. кафедрального богослужения часов принадлежит Афанасию Великому (ум. в 373 г.), который упоминает о совершении всенощного бдения в своём кафедральном храме, где в это время пелись респонсорно псалмы (в том числе 135-й) и произносились молитвы. Иоанн Кассиан, проживший в Египте около 20 лет (до 399 г.), приводил в своих «Собеседованиях» слова аввы Феоны о том, что многие из живущих в миру, «встав прежде рассвета или на рассвете», не принимаются за свои занятия, пока не сходят в церковь, вероятно, на утреню. В коптских текстах говорится и о ежедневном совершении вечерни. «Каноны Ипполита» (арабский средневековый памятник, восходящий, вероятно, к греческому оригиналу, составленному в Египте около 340 г.) предписывают клиру и мирянам ежедневно собираться для утреннего богослужения, состоявшего из молитв, псалмов и чтений из Священного Писания. Здесь речь идёт об утрене, а не о литургии (в этот период Александрийская церковь не знала ежедневного совершения литургии). Канон 27 подчёркивает важность ежедневного чтения Священного Писания, предписывая читать его дома, если нет службы в храме. Ежедневное чтение Священного Писания во время служб суточного круга – отличительная особенность традиции александрийского богословия, другие литургические традиции знали чтение Священного Писания (не считая псалмов) только на литургии и воскресной утрене. Исследователи утверждают также, что кроме чтения Священного Писания службы суточного круга в Александрийской церкви IV в. имели установленное последование и относительно развитую гимнографию. Таинства крещения и миропомазания в Александрийской церкви IV–V вв. совершались по чину, близкому к принятому ныне в православной церкви. Египетские литургико-канонические памятники содержат указания относительно оглашения; в комментарии Кирилла Александрийского на Пс. 44 упоминается формула отрицания крещаемых от сатаны, практически совпадающая с византийской: «Отрицаюсь тебя, сатана, и всех дел твоих, и всех ангелов твоих, и всей гордыни твоей, и всего служения твоего». «Евхологий» Серапиона содержит следующие молитвы чина крещения: водоосвящения, «о крещаемых», «после отречения» (от сатаны), «после принятия» (крещаемого), после крещения, на освящение «помазания» (елея) и хризмы (мира) для крещаемых, а также молитвы на поставление диакона, пресвитера, епископа. Молитва на поставление пресвитера как с филологической, так и с богословской точек зрения отличается от двух других. Исследователи полагают, что это связано с особым положением пресвитеров в Александрийской церкви.

 



 
PR-CY.ru