АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) - Страница 7

На основе анализа источников архиепископ Лоллий (Юрьевский) делает следующие выводы о порядке поставления патриарха Александрии: «1) В доникейскую эпоху избрание Александрийского епископа производилось городским клиром и народом; 2) единомыслие клира и народа на выборах часто создавалось завещанием умиравшего епископа, который намечал себе преемника; 3) египетские епископы в избрании Александрийского епископа участия не принимали; 4) они совершали только рукоположение, не вдаваясь в рассуждения; 5) последние пред Никейским (I Вселенский) собором выборы (313 г.) вызвали между клиром и народом чреватый бедственными последствиями конфликт; епископ Александр получил кафедру благодаря народу, но вопреки клиру (желавшему поставления Ария); 6) Никейский собор, полагая конец александрийским нестроениям (вызванным Арием), обязал египетских епископов участвовать в избрании Александрийского епископа; 7) с введением епископов в состав избирателей самый процесс избрания стал иметь два момента: собственно “избрание” и “искус”, и 8) архиерейская хиротония стала совершаться епископами только после произведенного ими “искуса”». «Евхологий» Серапиона и литургико-канонические памятники содержат молитвы о больных, а также молитвы освящения елея для больных, т.е. элементы таинства елеосвящения. Елей освящается вместе с водой (в византийских «Евхологиях» вместо воды используется вино) и даже с хлебом (вероятно, этот хлеб то же, что и «хлеб заклинания», раздававшийся оглашенным), елей может освящаться во время литургии, но не во время проскомидии, как в ранних византийских «Евхологиях», а после анафоры. Поздние коптские чинопоследования таинства Елеосвящения, как и византийские, содержат семь апостольских и евангельских чтений и молитв. До нас не дошли сведения о древней александрийской практике совершения таинств покаяния и брака, но о ней исследователи судят на основании поздних коптских чинопоследований. Важнейшими элементами первого чинопоследования являлись исповедание грехов и разрешительная молитва, второе в отличие от константинопольского включало кроме многочисленных молитв помазание жениха и невесты освящённым елеем, венчание, облачение, обручение и подписание брачного договора. Бурно развивавшееся в IV–V вв. египетское монашество быстро создало собственный чин богослужения, который впоследствии оказал огромное влияние на формирование богослужебных уставов как восточной, так и западной церквей. Монахи Египта были, в основном, коптами, особый национальный характер определил простоту их богослужения. Но, воплотив в жизнь идеал монашества, они придали своим обычаям высшую степень авторитетности. Их образ жизни, богослужебный чин, даже одежда стали образцом для монахов всего христианского мира, повлияв на христианское богослужение в целом.

 



 
PR-CY.ru