АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) - Страница 2

Основной источник, описывающий александрийские агапы в III в., – творения Климента Александрийского, который обличал христиан в злоупотреблениях на агапах и, в частности, сообщал о том, что «после пищи Слова глупо удивляться предложенным кушаньям» (это выражение исследователи истолковывают как факт, свидетельствующий о том, что в Александрии в конце II в. Евхаристия уже предваряла агапу). У Климента впервые упоминаются частные агапы, организуемые богатыми благотворителями. К обычаю поминальных агап, вероятно, заимствованному у христиан Рима, он относился с осуждением. Ориген также говорил об агапах и защищал их перед язычниками (в отличие от Климента он одобрял поминальные трапезы). Климент Александрийский указывал на существование общепринятого обычая молиться в третий, шестой и девятый часы дня, считая его недостаточным и настаивая на том, что христианин должен молиться непрестанно; кроме того, он говорил о молитве при пробуждении, до, во время и после трапезы, перед сном и среди ночи и упоминал об обычае молиться, повернувшись на восток. Ориген также описывал обычай преклонять колени и воздевать руки для молитвы, обратясь на восток, и называл четыре часа молитвы: три дневных (утром, в шестой час и вечером) и ночной. Вечернюю молитву он связывал со словами Пс. 140 («Господи, воззвах»), неотъемлемого компонента вечерни практически всех литургических традиций; ночную – со словами Пс. 118:62 и сейчас входящего в будничную полунощницу. Ориген писал и о христианских гимнах Отцу и Единородному Сыну. Тем не менее, некоторые исследователи видят в сообщениях Климента и Оригена не описание суточного круга богослужений, а аллегорическое изображение молитвы во всякое время суток. Таинство крещения в III в. в Александрии уже предварялось длительным оглашением. В связи с практикой оглашения в Александрии существовало первое христианское духовное учебное заведение – Огласительное александрийское училище, в котором кроме оглашенных обучались многие будущие пастыри церкви (например, Григорий Чудотворец). Рассказ Дионисия Александрийского о Новате сообщает о чтении заклинателями экзорцизмов перед крещением. Ориген также описывал экзорцизм, состоящий из призывания Имени Иисусова и чтения Евангелия. Дионисий Александрийский упоминает крещение через обливание, допустимое лишь в случае смертельной опасности, подчёркивает необходимость совершения таинства миропомазания после таинства крещения, что доказывает как существование послекрещального помазания св. миром уже в III в. вопреки мнению целого ряда учёных, относивших его появление в Александрийской церкви к середине IV в., так и возможное пренебрежение им (крещённый экзорцистами и не получивший миропомазания Новат был даже допущен к принятию таинства священства).

 



 
PR-CY.ru