АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД)

АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) – литургический тип, принятый в древности в Александрийской церкви. Как полагают исследователи, его истоки находятся в молитвенном чине египетских иудеев. Александрийское богословие выросло в атмосфере утончённой интеллектуальной жизни грекоязычной Александрии, с её великими богословами, огласительной школой, богатейшей библиотекой. С другой стороны, на него повлияли обычаи бурно развившегося в IV в. египетского монашества, в большинстве состоявшего из чуждых греческой культуре коренных египтян – коптов. В свою очередь, до V в. александрийская литургическая традиция, связывавшая христианский Восток и Запад (римский обряд и александрийское богословие имеют много общего), оказывала большое влияние на развитие других традиций. Ослабленная монофизитским расколом V в. и разгромленная в VII в. мусульманскими завоевателями, греческая церковь Александрии под влиянием Константинополя постепенно утратила свою литургическую самобытность и стала использовать за богослужением византийский обряд. Оригинальная александрийская традиция оказалась незаслуженно забытой православными греками и сохранилась лишь у монофизитов – коптов и эфиопов. Самые ранние свидетельства о богослужении христиан Александрии имеются в творениях Климента Александрийского (ум. в 216 г.) и Оригена (ум. в 245 г.), кроме того, в посланиях Дионисия Александрийского (ум. в 265 г.) и в Страсбургском папирусе (IV–V вв.). Об анафоре александрийской литургии II–III вв. исследователи судят по восходящему к этому времени фрагментарному тексту Страсбургского папируса. Рукопись содержит отрывок praefatio, заканчивающийся словами о «жертве чистой». Текст этих отрывков совпадает с соответствующими местами анафоры литургии апостола Марка, однако папирус не содержит тех частей анафоры, которые обычно воспринимаются как важнейшие, – повествования о Тайной вечере и эпиклезы. В связи с этим некоторые учёные высказывали предположение о том, что Страсбургский папирус отражает раннюю стадию развития евхаристической молитвы; другие считали, что эпиклеза, santus и institutio были записаны на утраченных частях папируса. Порядок причастия упоминается в письмах Дионисия Александрийского: священнослужители предстоят престолу, верные протягивают руки для принятия Святых Даров и отвечают: «Аминь». Была распространена практика хранения преждеосвящённых Даров дома; допускалось самопричащение, считалось необходимым причаститься перед смертью. В Египте долго сохранялись агапы – по свидетельству Сократа Схоластика, ещё в V в. христиане Египта (но не Александрии) по субботам принимали Святые Таины после совместной трапезы.

 



 
PR-CY.ru