АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) - Страница 3

Дионисий сообщает и о практике совершения таинства покаяния: он писал Римскому епископу Стефану (253–257 гг.) о возложении рук и чтении молитвы над кающимся. К III в. относятся первые сведения о формировании системы христианских праздников. Ориген упоминает празднование воскресного дня, встречу Пасхи, сообщает о посте в среду и пятницу, Четыредесятнице (Великом посте). Пост в среду и пятницу упоминает и Климент, у него впервые говорится о праздновании последователями гностика Василида дня Богоявления. Евсевий Кесарийский ссылается на пасхальные послания Дионисия Александрийского (о строгости соблюдения предпасхального поста исследователи судят по Посланию Дионисия священнику Василиду). В IV–V вв. в Александрийской церкви под влиянием расцвета египетского монашества и в связи с распространением переводов Священного Писания и литургии на диалекты коптского языка (в первую очередь, саидический и бохайрский) и язык эфиопов (геэз) появляются различные богослужебные практики. Двумя основными разновидностями богослужебной практики этого времени являются немонастырская и монастырская. Описание богослужения, совершавшегося в кафедральных и приходских храмах Александрии и Египта в IV–V вв., отражено в ряде источников: списке «Евхология» епископа Серапиона Тмуисского, нескольких рукописях, содержащих фрагменты анафор; коптской и эфиопиопской версиях литургико-канонических памятников («Каноны Ипполита» и др.), восходящих к «Апостольскому преданию» Ипполита Римского; писаниях отцов и учителей церкви, в первую очередь, святителей Афанасия I Великого, Кирилла Александрийского и др. В IV–V вв. литургия в Александрии и Египте ежедневно не совершалась. По сообщению Сократа Схоластика, литургию не служили по средам и пятницам; не совершалась она даже по субботам (кроме монастырей), как и в Риме, хотя традиция непременной субботней евхаристии в IV в. уже утвердилась во всех остальных церквах Востока. Известны три александрийские литургии IV–V вв.: литургия апостола Марка, египетская версия литургии Василия Великого, молитвы литургии, содержащиеся в «Евхологии» Серапиона Тмуисского. Кроме того, сохранились фрагменты молитв александрийской евхаристии IV–V вв., близких к тексту литургии апостола Марка (около 600 г.). Значительное число рукописей, содержащих молитвы литургии апостола Марка, а также близость текстов других александрийских литургий к литургии апостола Марка подтверждают, что эта литургия была основной в Александрийской церкви. Анафора и основные молитвы литургии апостола Марка к IV в. были уже сформированы. Анафора литургии апостола Марка состояла из praefatio, завершающегося цитатой Мал. 1:. 11, intercessio, pre-sanctus, sanctus, epiclesis I (эпиклеза западного типа), institutio, anamnesis, epiclesis II (эпиклеза восточного типа), заключительного славословия.

 



 
PR-CY.ru