АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) - Страница 4

В течение столетия дополнялось, в первую очередь, intercessio. В «Светильнике» Абу-ль-Бараката («Villecourt») говорится, что в первой половине V в. Кирилл Александрийский пересматривал формуляр александрийской литургии, это нашло отражение даже в её названии – копты называют литургию апостола Марка «литургией святителя Кирилла». Состояние текста анафоры литургии апостола Марка в IV–V вв. реконструируется на основе целого ряда сохранившихся фрагментов анафоры апостола Марка, а также коптского текста так называемой литургии святителя Кирилла, а на самом деле – коптского перевода литургии апостола Марка, достаточно точно отражающего состояние этой литургии до 451 г. В «Евхологии» Тмуисского епископа Серапиона (XI в.) содержится целый ряд молитв литургии: анафора и молитвы на преломление св. Хлеба, возложение рук после причащения клира, после причащения народа, освящение елея и воды, возложение рук после освящения елея и воды. Кроме того, некоторые другие молитвы памятника также, скорее всего, являются молитвами литургии; среди них – первая молитва воскресенья, молитва после проповеди, молитва об оглашенных. Исследователи по-разному решают вопрос о связи этих молитв с александрийским чином литургии IV в. Текст анафоры «Евхология» Серапиона обладает целым рядом уникальных особенностей: помещение после установительных слов над хлебом, но прежде установительных слов над чашей молитвы из «Дидахе» (о собрании церкви воедино подобно тому, как собирается воедино приносимый на литургии хлеб из рассеянной по горам пшеницы, – «Дидахе». IX 4); призывание во время эпиклезы не Святого Духа, а Логоса (так называемый Логос-эпиклеза): «Да приидет, Боже истины, святое Твоё Слово на хлеб сей, чтобы стал этот хлеб Телом Слова; и на чашу сию, чтобы стала эта чаша Кровью истины». Первая из указанных особенностей позволяет исследователям предположить, что ядром анафоры «Евхология» Серапиона является краткая евхаристическая молитва трапезного типа из «Дидахе» (Джонсон считает, что все institutio анафоры «Евхология» Серапиона является архаичным элементом, прибавленным к не зависящей от него молитве благодарения). Вторая особенность, показавшаяся некоторым учёным неправославной, заставила их усомниться в атрибуции «Евхология» епископу Серапиону, однако ряд исследователей считают Логос-эпиклезу более древней формой эпиклезы. Среди других молитв литургии в «Евхологии» Серапиона помещена молитва о приносящих елей и воду. Освящение елея во время Евхаристии – особенность некоторых древних литургий, например, литургии «Апостольского предания» священномученика Ипполита Римского. Ещё одна александрийская анафора IV в. (так называемая египетская анафора святителя Василия) – это анафора основной литургии Коптской церкви – коптской литургии святителя Василия Великого.

 



 
PR-CY.ru