АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) - Страница 8

Египетское монашество создало две различные системы суточного богослужения: одна была принята в Нижнем Египте, в монастырях Нитрийской и Скитской пустынь, Келлий; вторая – в Верхнем Египте, в монастырях в окрестностях Тавенниси, живших по правилам Пахомия Великого. Суточный круг богослужений монастырей Нижнего Египта состоял из двух служб: ночной, или утренней, начинавшейся при пении петухов, задолго до рассвета, и вечерней. С понедельника по пятницу монахи совершали их келейно, все вместе собирались только по субботам и воскресеньям, поэтому службы носили название «синаксис» (греч. – собрание). Порядок обеих служб ничем не отличался друг от друга и включал двенадцать псалмов. Каждый псалом не спеша пелся одним из братии, вероятно, наизусть (монахи часто знали наизусть не только Псалтирь, но и другие книги Священного Писания). Псалом монахи слушали сидя и в полном молчании. Псалмы могли разбиваться на две или три части. После окончания пения каждого псалма все вставали и некоторое время молча молились с простёртыми во образ креста руками (обычай воздевать руки во время молитвы был общепринятым, а не специфически монашеским), совершали земной поклон и снова молча молились с распростёртыми руками. Безмолвная молитва завершалась чтением краткой молитвы пресвитером. После этого пелся следующий псалом и т.д. Последний, двенадцатый псалом непременно был аллилуйный, завершался пением «Слава: И ныне». Этот устав, по преданию, монахи получили от явившегося им ангела, который положил конец их спорам о числе псалмов за богослужением, спев их ровно двенадцать. К двенадцати псалмам и молитвам были прибавлены, вероятно, под влиянием александрийской приходской практики два чтения – из Ветхого Завета и Нового Завета. По воскресеньям и в Пятидесятницу оба чтения выбирались из Нового Завета – из Апостола и Евангелия. Следы древнего устава сохранились в предписаниях принятого в Русской православной церкви Типикона о порядке чтения молитвы Ефрема Сирина, в издающемся до сих пор в России «Чине пения двенадцати псалмов», имеющем келейное употребление, и т.д. Монастыри Верхнего Египта были труднодоступны для путешественников, в немалом количестве посещавших монастыри Нитрийской и Скитской пустынь и Келлий, поэтому о жизни и богослужении Пахомиевых монастырей известно меньше. Монастырь, основанный Пахомием Великим (ум. в 346 г.) в развалинах селения Тавенниси около 320 г., стал первым общежительным монастырём. Монахи собирались на общую молитву не один–два раза в неделю, а каждый день. Суточный круг здесь состоял из двух служб: утренней, совершавшейся на рассвете, и вечерней. На утреннюю службу собирались все монахи монастыря, вечерняя совершалась в каждом из дормиториев (помещений для сна) отдельно. Кроме этих двух служб монахи часто проводили в уединённой молитве всю ночь, однако общее бдение бывало лишь на Пасху и при отпевании умершего из братий. Как и в монастырях Нижнего Египта, службы сводились к многократному повторению простой схемы. Стоящий на амвоне монах читал отрывок из Библии, остальные слушали сидя, занимаясь своим рукоделием. После окончания чтения все творили крестное знамение, читали «Отче наш» с распростёртыми руками, снова совершали крестное знамение, пав на землю, молча молились о прощении грехов, ещё раз творили крестное знамение, молились в молчании и по знаку садились.

 



 
PR-CY.ru