Однако во второй половине IX в. Византия еще остается одним из крупнейших и могущественных государств Европы. Ее население составляло 24 млн. человек. (Для сравнения приведем демографические данные по 1000 г.: Франция – 9 млн., Италия – 5 млн., Сицилия – 2 млн.) Надо признать, что для таких огромных территорий количество населения было совсем не велико, тем более что его уменьшали постоянные эпидемии, войны и зависимость от климата. Земледелие был неразвито, культура земледелия как таковая внедрялась в это время только в бенедиктинских монастырях. К тому же, представления о границах также сильно отличались от нынешних – они были достаточно условными.

Усиление Византийской империи во многом связано с приходом к власти Македонской династии (867–1056 гг.). Первый ее представитель Василий I (867–886 гг.) – выходец из армянских крестьян, переселившийся в Македонию, поэтому в эпоху этой династии при императорском дворе и в управлении было много армян. Но армяне не признавали решений Халкидонского Собора и были иконоборцами, сторонниками больше светского знания, чем монашеского богословия. К тому же в конце IX в. Византии пришлось много сил потратить на подавление крестьянско-плебейской секты павликиан.

Павликиане – последователи апостола Павла. Они рассматривали земной мир как царство Сатаны, выступали против земных правителей, требовали материального равенства и упразднения монашества, отмены иконопочитания и христианских обрядов. Их основным лозунгом было изречение апостола Павла: «Не хочешь трудиться – не ешь!». Павликиане – не христиане: крест они считали символом проклятия. Новая секта возникла в Армении еще во второй половине VII в. По своему мировоззрению павликиане придерживались обыкновенного дуалистического учения, общего всем манихеям, отличая Творца нынешнего мира от грядущего Творца и его управителя мира. Полностью отрицая православное учение о Богородице, они отвергали и Ветхий Завет, таинства, крестное знамение и церковную иерархию. Тем самым павликиане представляли собой реальную угрозу самому существованию христианства, а не отдельным его догмам. По отношению к нравственности эти сектанты вначале доходили до большой суровости, хотя впоследствии замечаются и отступления от строгости нравов. Более того, один из их вождей, Баанес, за проповедь распутства был прозван «грязным». Сергий, или Тихик, считавшийся вторым основателем секты (первым был Константин, родом из села близ г. Самосаты, где издавна существовала маркионитская община), в начале IX в. внес значительные изменения в учение и образ жизни павликианства.

Особое гонение на них со стороны обеих православных партий началось во время иконоборчества, и было вызвано отвращением павликиан к иконам. Иконоборцы особенно старались показать, что у них нет ничего общего с этой сектой. Жестокости императора Льва Армянина заставили многих павликиан искать убежища в мусульманской части Армении, где эмир фактически запер их в городке Аргауме. Отсюда павликиане, несмотря на протесты своего главы, делали опустошительные набеги на византийскую территорию. После смерти Сергия в 835 г. община перешла от монархического характера самоуправления к республиканскому. Гонения при императоре Феодоре только увеличили их численность, у них появился талантливый полководец и новый лидер – Карвеас.

 



 
PR-CY.ru