К этому же времени предание относит и крещение Руси. По поводу образования русского государства и его христианизации существует множество точек зрения: от крайне норманнской, до абсолютно антинорманнской, но истина находится где-то посередине. Опираясь на «Повесть временных лет…», которую нельзя рассматривать как историческую хронику, а всего лишь как литературное произведение, к тому же, видимо, написанную гораздо позже, можно утверждать, что варяги (сами или с чьей-то помощью) делали набеги на Царьград (Константинополь) в 60-х и 70-х гг. IX в. Можно также согласиться, что на территории Восточной Европы пытались укрепиться и другие группы варягов, которые соперничали между собой. Но едва ли можно согласиться с утверждением, что главной своей задачей они ставили христианизацию местных племен и народов.

Летопись рассказывает о трех походах (набегах) варягов во главе с Аскольдом и Диром на Византию: в 860, 866 и 874 гг., причем только первый набег был удачным, поскольку был слишком неожиданным, а остальные закончились поражением. В Новгороде к этому времени умер первый варяжский князь Руси Рюрик, так и не решившийся совершить экспансию на юг. Власть перешла к Олегу, чья дружина в 885 г., заняв ряд городов, овладела Киевом и сделала его столицей государства. В результате победы над греками в 907 г. был подписан торговый договор (не это ли основная цель?). Преданье гласит, что поход готовился 23 года (т.е. ситуация не располагала к нему), и что Олег, уходя, прибил к Золотым воротам Царьграда свой щит в знак торжества над греками. Подчеркивается, что победа при этом была достигнута без пролития крови, за что Олег получил прозвище «Вещий», т.е. великий, чудесный, мудрый. Но мудрому человеку, тем более одержавшего блистательную победу над мощным противником, не пристало прибивать свой щит на воротах поверженного города. Что-то есть в этом мальчишеское и тщеславное. Победитель уходит гордо, а щит можно прибить к воротам от чувства злобной беспомощности. Но даже если даже такая победа была, то она была значительной только для варягов, совершавших бандитские набеги. Поэтому утверждение о том, что дружина Олега чуть было не поставила Византию на колени – очень сильное преувеличение.

Тем не менее, русская Церковь этого периода (как митрополия византийского патриарха) зафиксирована в церковном уставе императоров Льва VI Мудрого и Константина VII Порфирогенета (Багрянородного). Лев VI вошел в историю как мудрый защитник Византии от болгар и сарацин (мусульман). Мирный договор с варягами был письменно подтвержден в 911 г. новым императором Константином VII Багрянородным, но уже в 912 г. Олег умер якобы от укуса змеи, выползшей их черепа ранее любимого коня. Не является ли эта легенда литературной аллитерацией, символизирующей самого Олега как змею, неожиданно выползшую из черепа некогда послушного служаки? И не является ли неожиданный набег «русских» варягов на Константинополь их точным расчетом, когда столицу было просто некому охранять, и опасности с этой стороны (не исключено, что и предательства, удара в спину) никто не ожидал?

 



 
PR-CY.ru