Еще папа Иоанн XIII обратил внимание на молодого служителя монастыря св. Геральда Герберта, который поразил его своей ученостью. Папа представил его императору Оттону I, и Герберт был назначен воспитателем юного Оттона II, пробыв в этом качестве два года. В 972 г. на свадьбе Оттона II и племянницы византийского императора Цимисхия Герберт знакомится с Реймским архиепископом Адельбероном и становится его секретарем, а затем профессором Реймской школы, прославившись в области математики, риторики, диалектики, астрономии и даже игрой на органе. Когда после смерти Оттона II императором был провозглашен его трехлетний сын Оттон III, Герберт, поклонник идеала Великой Римской империи, поддержал его и выступил против династии Каролингов. Весной 997 г. Герберт перешел к своему новому ученику, неуравновешенному и пылкому Оттону III, который был в восторге от познаний учителя, за что в 998 г. сделал его архиепископом Равенны, а через год – папой Сильвестром II, 139-м по счету. За ученость, которая поражала воображение, неграмотные клерикалы ненавидели Сильвестра II, утверждая, что его ученость – от дьявола.

Конец X в. ознаменовался союзом просвещенного папы Сильвестра II и германского императора Оттона III, которого за его способности и мечты современники прозвали «Чудом Света». Оттон III хотел восстановить древнеримскую империю с центром в Риме, перенес туда столицу, отстроил великолепный дворец, ввел византийский церемониал, принял титул царя царей. Под влиянием Сильвеста II он получил блестящее образование, увлекался философией. Будучи мечтательным по натуре, он то собирался уйти в монастырь, то мечтал об освобождении Гроба Господня от сарацин. Но именно из-за своей мечтательности он не угадал, что в Риме неспокойно. В 1001 г. здесь вспыхнуло антигерманское восстание. Вместе с Сильвестром II Оттон III бежал от бунта и вскоре внезапно умер. Спустя некоторое время скончался и Сильвестр II. Есть основания полагать, что оба они были отравлены.

В такой политической ситуации занимались миссионерской деятельностью моравские братья Кирилл и Мефодий. Но то, что в Болгарии православие не было уничтожено, а стало даже процветать, является не только их заслугой. Известно, что гонения на учеников Мефодия после его смерти усилились при участии «честного» папы Стефана V. Из Моравии они были изгнаны при папе Иоанне IX, несмотря на то, что он нуждался в поддержке славян, поскольку враждовал с немцами.

В это же время отмечается образование государств на территории нынешней Чехии; в Праге были даже воздвигнуты православные церкви св. Климента и св. Георгия. Но уже к середине X в. при правлении князя Болеслава католичество здесь одерживает победу. В Польше православие исповедовалось до конца X в., а в начале XI в. король Мечислав вообще изгнал из Польши всех священников византийского обряда. Было принято крещение из Византии и даже создано епископство в Венгрии в середине IX в., но уже в 973 г. правитель из дома Арпадов Геза, поддерживаемый в своей деятельности немцами, не мог не пригласить миссионеров из граничащей Баварии. И хотя правители-католики терпимо относились к православию и к православным монастырям на своей территории, католичество в Венгрии возобладало, усилившись при сыне Гезы Стефане-Иштване.

 



 
PR-CY.ru