Тема 5. Взаимоотношения христианской Церкви и государства в Западной Европе со II по XII вв. - Страница 19

В руках Клюни было много средств воздействия на массы. Конгрегация широко развернула практику гостеприимства, раздачу милостыни, особенно в дни церковных праздников. В монастыре Клюни нашли поддержку попытки церковной реформы, исходившие от императоров Генриха II и Генриха III. Еще активнее монастырь настаивал на дальнейшем проведении реформы руками папы и дал ряд деятелей римской партии. Среди них были выдающиеся люди, которых сравнивали с полководцами. Особенно выделяется Гуго I – превосходный оратор и тонкий дипломат, постоянный советник французского короля и его баронов, третейский судья в их спорах. Он фактически направлял политику римской курии.

Усилия аббатства Клюни и Церкви были направлены, в частности, на ограждение определенных классов людей от военной службы и посягательств на их личность и имущество, а также на ограничение военных действий определенными днями. Но эти усилия могли иметь лишь частичный успех в эпоху насилия и анархии, какими были X и XI вв. Однако значение движения за мир для будущего, и особенно для будущего западной традиции права, было громадно, потому что опыт принесения коллективной присяги во имя мира сыграл ключевую роль в основании городов в конце XI в. и позднее, в формировании гильдий и цехов внутри городов, в законодательной деятельности герцогов, императоров и королей через так называемый герцогский или королевский мир и через «мир земли».

Но что всего важнее, клюнийцы и другие реформаторы стремились повысить уровень религиозной жизни, нападая на церковную власть феодальных и местных правителей, которая особенно ярко проявлялась в покупке и продаже церковных должностей (симонии) и в практике брака и внебрачного сожительства духовенства (николаизме). То и другое вовлекало священников в местную и клановую политику. Однако для успеха этих усилий необходима была поддержка сильной центральной власти. Папство было слишком слабо для этой цели, ведь папы в то время сами подчинялись городской аристократии Рима. Клюнийцы обратились за поддержкой к императорам, преемникам Карла Великого. Императоры в свою очередь обрадовались поддержке со стороны Клюни, да и других реформаторских движений. С помощью этой поддержки они со временем стали назначать папу.

Несмотря на поддержку императоров и королей, клюнийская реформа встретила и сопротивление со стороны ряда светских и духовных лиц. Из-за этого она не была доведена до конца, хотя в целом способствовала укреплению католической Церкви. Первые признаки упадка Клюнийской конгрегации наметились в первой половине XII в. В середине XIII в. Гуго I подчинил ее Французскому королю, лишив ее самостоятельности. В период Реформации от Клюни отпали немецкие монастыри, затем – испанские и итальянские. Кардинал Ришелье снес укрепления Клюнийского аббатства, уже и без того пострадавшие в период Гугенотских войн. В дальнейшем Клюнийскую конгрегацию неоднократно соединяли и разделяли с другими монашескими орденами. Наконец, в 1790 г. Учредительное собрание уничтожило клюнийские монашеские организации, а здания Клюнийского аббатства были переданы г. Клюни и в основном снесены. Последний клюнийский аббат умер в 1800 г. в эмиграции.



 
PR-CY.ru