Тема 5. Взаимоотношения христианской Церкви и государства в Западной Европе со II по XII вв.

  1. Становление христианской ортодоксии.
  2. Взаимоотношения папской курии с новыми государствами на территории Западной Европы в VI–VIII вв.
  3. Клюнийская реформа.
  4. Папская революция.

1. Становление христианской ортодоксии.

В конце II в. Римскую империю постигает всеобщий социальный, политический и духовный кризис. Процветание городов сменяется их упадком. Муниципальные идеалы, представлявшие собой урезанный вариант античной гражданственности, перестают быть притягательными. Компромисс между самодержавной властью императоров и моральными представлениями республиканской старины теряет смысл. Почитание «отечественных» италийских и эллинских богов вытесняется восточными культами, среди которых все заметнее становится христианство.

Вероучение христианской Церкви становится исходным пунктом и основой всякого мышления. Чем ниже опускался уровень языческой риторики и поэзии, тем смелее осуществляла свои завоевания христианская литература. И совсем не случайно, что ее прорыв в латиноязычном круге связан с городами Северной Африки, которые не имели классического прошлого, но к тому времени сохранили запас духовных сил.

Первая четко очерченная авторская, и не просто яркая, но очень яркая индивидуальность, как на уровне мысли, так и на уровне стиля в истории христианской литературы на латинском языке – это уроженец Карфагена Тертуллиан (II–III вв.). Удержаться в рамках церковной ортодоксии ему не удалось, он выступил с резкими выпадами против недостаточно последовательного проведения принципов аскетизма и против иерархической структуры Церкви. Если современные ему греческие церковные мыслители типа Оригена и Климента Александрийского работали над приведением библейского предания и античной философской традиции в целостную систему, то Тертуллиан не упускал ни одного случая злорадно подчеркнуть пропасть между верой и умозрением. Нападая на построения теоретизирующего разума, он отстаивает права «естественного» здравого смысла, развертывая программу возвращения к природе, и притом не только в жизни, но и в познании. Он считал, что необходимо преодолеть все слои книжности и докопаться до изначальных недр человеческой души. Имперскому общественному порядку он противопоставляет кинически окрашенный космополитизм и моральное бойкотирование политики: «Для нас нет дел более чуждых, чем государственные. Мы признаем для всех только одно государство – мироздание», – писал он в «Апологетике».

Тертуллиан является одним из самых ярких раннехристианских апологетов, обосновывавших преимущества христианской веры в сравнении с политеистическими верованиями Римской империи и высокие нравственные принципы христианства. Он стал основоположником традиции, которая провозгласила принцип несовместимости христианской веры с языческой мудростью. Им впервые зафиксирована парадоксальность связи веры и мудрости как таковых. Именно ему принадлежит первенство в усмотрении невозможности постижения разумом истины, открывающейся в непосредственном акте веры – Откровении.

 



 
PR-CY.ru