Тема 5. Взаимоотношения христианской Церкви и государства в Западной Европе со II по XII вв. - Страница 15

Григорий стал фактическим правителем в Италии, заложив основы церковного государства и подняв значение Римско-католической церкви до уровня вселенской, когда императорская власть под ударами варваров терпела крах. Обращение язычников других стран в христианство он взвалил на монашество. На примере Григория I Великого можно лишний раз убедиться в том, насколько отдельная личность в состоянии менять ход истории. И очень показательно, что его преемники показывают картину постепенной деградации «наместников Петра».

Продолжателем начинаний Григория I стал его преемник Сабиниан, который приумножил богатства Церкви даже на спекуляции хлебом в голодающем Риме. Он запретил обучать грамоте простой народ, считая просвещение монополией монахов. Все эти крайности привели к тому, что народ восстал и убил папу. После этого римский епископат целый год оставался без примаса, поскольку епископы не могли договориться о новой кандидатуре. Тогда византийский император – узурпатор Варда Фока – навязал им своего – Бонифация III. Тот занимал престол всего несколько месяцев, но успел получить титул Вселенского епископа. Начиная с Бонифация IV, почти столетие папский престол занимают все более деградирующие личности, которые себя либо ничем не проявляют, либо выставляют напоказ свои худшие качества.

3. Клюнийская реформа.

Возникновение новых религиозных идей всегда связано с изменением форм собственности, или, по крайней мере, с переменой собственника. Анализ исторического процесса свидетельствует, что возникновение, развитие и распространение христианства связано с развитием торгово-экономических отношений, вызванных развитием ремесла и ростом городов. Христианство является, по сути, элементом городской культуры, идеологией и философией городского населения. В латинском языке слово «сельский» («paganus») постепенно приобретает новый смысл, по значению равный слову «язычник». Отсюда, видимо, происходит и древнерусское слово «поганый», значит – не христианин.

Христианство зародилось и укрепилось первоначально на Востоке, где было больше городов, а затем долго сохраняло там свои ведущие позиции. Опиравшийся на христианство Константин I не случайно перенес свою столицу на Восток, потому что на Западе города приходили в упадок. Они еще сохраняли свое значение в Северной Африке, где была более оживленной торговля, в особенности – в Карфагене, главном поставщике соли по всей ойкумене. А также в Александрии, стоящей на перекрестке торговых путей. К тому же, христианство само способствовало сокращению собственной социальной базы, т.е. числа ремесленников и торговцев (например, проповедью аскезы или запрещением производить предметы для языческих культов). Так или иначе, но если в первые века существования христианство опиралось на городское население, то к IV в. оно стало искать опору в землевладельческой верхушке общества. Однако уже ко II в. рабовладение в Риме доказало свою экономическую несостоятельность, и владельцы латифундий стали отдавать земельные участки в обработку не рабам, а свободным земледельцам – колонам. А земледельцу не столь важно, Сын Божий «подобносущный» Отцу, или «единосущный». Гораздо важнее, чтобы погодные и климатические условия не привели его к разорению. Из-за этого культивировались преимущественно языческие культы, основанные на поклонении природе.

 



 
PR-CY.ru