КАРАИМЫ - Страница 8

Другие египетские караимские авторы – Исраэль ха-Даян ха-Маарави (XIV в.), Яфет ибн Сагир (XIV в.; ученик ха-Маарави и автор книги по религиозному праву «Сефер ха-Мицвот» («Книга предписаний»), Яфет аль-Баркамани (врач и писатель XV в.; единственное известное сочинение – «Сефер Тшува» («Книга обращения»), арабоязычный полемический трактат против раббанитов) и Шмуэль бен Моше аль-Магриби (ха-Маарави, врач и писатель XV в.; автор книги по религиозному праву «Аль-Муршид» («Путеводитель) – не оказали существенного влияния на развитие караимской традиции. В XII в. караимы византийской общины, преимущественно ученики Йешуа бен Йехуды, прежде всего, Товия бен Моше ха-Авел и Яаков бен Шимон, создали многочисленные переводы караимской арабоязычной литературы на иврит. Товия бен Моше ха-Авел, прозванный Ха-Овед (Работник), и Ха-Маатик (Переводчик) перевели с арабского языка на иврит сочинения Йешуа бен Йехуды и Йосефа аль-Басира. Товия бен Моше ха-Авел составил комментарий на Пятикнижие «Оцар Нехмад» («Вожделенное сокровище»), основанный на работах Давида бен Боаза и Яфета бен Али. В XII в. был написан анонимный караимский труд по грамматике древнееврейского языка «Меор Айин» («Свет очей»). Экзегет Яаков бен Реувен составил комментарий к Танаху «Сефер ха-Ошер» («Книга богатства»), в который преимущественно вошли переведённые на иврит извлечения из работ ранних караимских авторов, прежде всего, Яфета бен Али. Религиозным правом занимался Ахарон бен Йехуда Кусдини. Наиболее известный исследователям караимский учёный Византии XII в. – Йехуда бен Элияху Хадасси, автор систематического изложения караимского вероучения на иврите «Эшкол ха-Кофер» («Кисть кипрея»). В XIII в. выдающимся деятелем византийской общины был Ахарон бен Йосеф ха-Рофе, составивший классический комментарий к Библии «Сефер ха-мивхар» («Книга отбора»). Кроме того, он разработал систематический свод караимского религиозного права – «Ган Эден» («Сад Эдемский»). Большим авторитетом пользовался написанный Ахароном бен Йосеф ха-Рофе комментарий к Пятикнижию «Кетер Тора» («Венец Торы»). Его современник караимский философ Ахарон бен Элияху – автор сочинения «Эц хаим» («Древо жизни»), направленного против Маймонида. В XV–XVI вв. усилилось влияние раббанитов на караимов. Византийские караимы оказались под властью Османской империи, принявшей многочисленных иммигрантов из Испании после изгнания сефардов в 1492 г. В этих условиях происходило сближение караимов и раббанитов, и взаимодействие с представителями наиболее выдающейся по своему культурному уровню еврейской общины не могло не оказать влияния на культуру караимов. Так, Элияху Башьячи, наиболее влиятельный караимский учёный XVI в., обучался у раббанита. Элияху Башьячи составил свод законов «Аддерет Элияху» («Облачение Илии»), содержавший систематическое изложение караимской обрядовой практики и получивший у караимов большой авторитет. Калев Афендополо, зять и ученик Элияху Башьячи, завершил труд тестя и написал свои сочинения по теологии, математике, астрономии, философии и праву, а также религиозные и светские стихотворения.

 



 
PR-CY.ru