КАРАИМЫ - Страница 7

Послание Сахла бен Мацлиаха ха-Кохена представляет собой огромную ценность как самый ранний аутентичный памятник караимской миссионерской проповеди. Другим значимым трудом Сахла бен Мацлиаха ха-Кохена исследователи считают двухчастное произведение, посвящённое религиозному праву (названия частей соответствуют двум работам бен Моше Нехавенди – «Сефер диним» и «Сефер мицвот»); во введении к этому тексту содержится описание караимской общины, представляющее для исследователей большую ценность. В послании Яакову бен Шмуэлю Сахл бен Мацлиах упоминал о своём трактате против Саадии Гаона. Известностью выдающегося комментатора Библии пользовался Давид бен Боаз, потомок Анана бен Давида в пятом поколении. Давид бен Боаз является автором комментированного перевода Торы, сохранившегося фрагментарно. Из доступных фрагментов исследователи делают заключение, что Давид бен Боаз в комментариях критиковал Саадию Гаона, составил помимо собственно экзегетических пояснений грамматические глоссы к тексту и использовал цитаты из Талмуда. Давид бен Боаз также написал комментарий на книгу Екклесиаста. Ему приписывается авторство не сохранившегося трактата об основах караимского вероучения («Китаб аль-Усул»). В X в. среди караимских учёных в Иерусалиме получил известность Йосеф бен Ноах, грамматик и комментатор Библии, возглавлявший иешиву. Его ученик Абу-ль-Фарадж Харун (Ахарон бен Йехошуа), который жил в первой половине XI в., также был грамматиком и комментатором Библии. Другой ученик Харуна, Йосеф бен Аврахам ха-Кохен ха-Роэ аль-Басир, был известным философом и богословом; в работе «Аль-Мухтави» («Сравнение») он предпринял попытку привести в соответствие с караимским вероучением мусульманскую теологию калама. В Палестину из Марокко прибыл Аврахам аль-Фаси, лексикограф и экзегет. Ученик аль-Басира Йешуа (Йехошуа) бен Йехуда (вторая половина XI в.) – последний караимский учёный в Палестине, приобрёл известность как законоучитель и философ, а также переводчик и толкователь Библии. В 1099 г. крестоносцы захватили Иерусалим и уничтожили как раббанитскую, так и караимскую общину города. Деятельность караимов в Палестине прекратилась. С XII в. караимство было представлено двумя крупными общинами: египетской и византийской. В Египте караимы оказывали большое влияние на раббанитов, о чём, в частности, свидетельствует активная и успешная миссионерская деятельность в Каире Сахла бен Мацлиаха. В глазах местных властей караимы выступали главными представителями еврейской общины. Авторитет караимов был поколеблен только с прибытием в Каир Маймонида (1168 г.). В Египте жил караимский поэт Моше бен Аврахам Дари (конец XII – начало XIII вв.). В его поэзии много общих мотивов, как содержательных, так и стилистических, с классической еврейской поэзией «золотого века» в Испании (Йехуда ха-Леви, Шломо Ибн Габироль, Аврахам Ибн Эзра), что исследователи объясняют влиянием на его творчество испанской школы и называют одним из оснований для датировки жизни Моше бен Аврахама Дари. Диван (собрание стихов) Моше бен Аврахама Дари включает два раздела: «Фирдавс Азхар аль-Касаид ва-ль-Аш‘ар» («Сад цветов из поэм и стихов») и «Аль-Мулхак ли-Диванихи-ль-Асбак» («Приложение к его прежнему дивану»).

 



 
PR-CY.ru