ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 40

В Ветхом Завете содержится заповедь о том, что человек должен благодарить Бога после вкушения еды: «И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего...» (Втор. 8:10). В период Второго храма исполнение этой заповеди получило определённое развитие: появились образцы молитв, которые необходимо читать до и после трапезы, установлены формальные действия (умовение рук, преломление хлеба и проч.), совершение которых делало трапезу чистой с точки зрения Закона Моисеева, и т.д. Согласно свидетельству Иосифа Флавия, ессеи совершали ритуальные омовения перед общинными трапезами, до и после еды священники читали особые молитвы. Эти сведения подтверждаются кумранским «Уставом общины», где подчёркивается, что священник благословляет хлеб и вино. Кроме того, в Кумране найден текст благодарения после трапезы. Священническая молитва перед трапезой (литературного характера) приводится в «Послании Аристея». Ряд примеров молитв, связанных с трапезой, исследователи встречают в апокрифической литературе («Иосиф и Асенефа», «Завещания 12 патриархов» и др.), но эти свидетельства исследователям трудно интерпретировать, поскольку они расходятся в их датировках. На эволюцию раввинистических молитвословий большое влияние оказала практика общинных трапез, принятая у фарисеев. Детальное описание правил совершения трапез (в том числе брачного пира) содержится в Мишне и Тосефте. До и после еды совершается ритуальное омовение рук (омовение после еды является более значимым). Если в трапезе участвуют трое и более человек, перед её началом произносится особое приглашение. В канун суббот и Песаха совершается обряд Киддуш – чтение благословения над чашей вина, что служит символом начала святого дня и исполнением заповеди Исх. 20:8. Поскольку обряд изначально относился к числу домашних, он не регулировался строго. Киддуш состоит из вводного раздела (Быт. 1:31; 2:1–3), благословения над чашей с вином и благословения дня (в «Мишне» отражены споры о том, какое благословение произносить первым). Перед первой трапезой в субботу (и в праздники) утром произносится «большой Киддуш», который начинается с чтения библейских стихов, связанных с субботой (или праздником). После трапезы читаются четыре благословения Биркат ха-Мазон (последнее, по мнению исследователей, добавлено позже, т.к. в талмудической литературе часто говорится о трёх благословениях после еды): 1) прославление Бога, поддерживающего мир, 2) благодарение за дар земли Израилю, 3) молитва о восстановлении Иерусалима, 4) общее благодарение Бога, Который благ и творит добро. После прочтения этих благословений запрещается вкушать что-либо, но можно пить вино (это правило является отголоском традиции эллинистических трапез, которые состояли из ужина и симпосия после него).

 



 
PR-CY.ru