ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 35

В 50-й день Омера (6 или 7 сивана) празднуется Шавуот (Пятидесятница). Главными темами праздника являются воспоминание завета с Ноем и дарование «Торы» на Синае. Существует благочестивый обычай читать «Тору» ночью накануне, а в сам праздник Шавуот – «Книгу Руфь». В первый день тишри празднуется Рош ха-Шана (Новый год). Считается, что в этот день был сотворён человек, и в этот же день будет Суд над ним. На Рош ха-Шана полагается трубить в шофары (Лев. 23:24; Числ. 29:1). Каждый иудей обязан слушать трубный звук. На службе читается Быт. 22 (Акеда). Суббота между Рош ха-Шана и Йом Киппур называется Шаббат Шува (суббота возвращения). 10 тишри отмечается Йом Киппур. Читается «Книга пророка Ионы». В Средние века в состав литургического последования этого дня вошла молитва палестинского происхождения «Кол нидре», в которой говорится об аннулировании данных в прошедшем году обетов. Однако в Сиддуре рав Амрама осуждаются те, кто её читают. Окончательно эта молитва утвердилась в связи с распространением практики насильственных крещений. Читавшие эту молитву иудеи таким образом отказывались от обетов, данных при крещении. На праздник Суккот в эти промежуточные дни (15–21 тишри) предписывается жить в шалашах (символ пути в землю обетованную) и читать благословение лулава (пальмовой ветви), молитвы о дожде. Празднование Суккот в Израиле выражает надежду на дождливую зиму и обильный урожай. На восьмой день (22 тишри) бывает праздник Шемини Ацерет, который в Средние века назывался Симхат Тора (Радость Торы). В этот день завершается годовой цикл чтения «Торы»: шестой чтец (хатан Тора) читает Втор. 33:27–34:12, а седьмой чтец (хатан Берешит) – Быт. 1:1–2:4, что подчёркивает непрерывность чтения. С 25 кислева по 2 тевета празднуется Ханукка. По преданию, семисвечник в Иерусалимском храме после его переосвящения чудесным образом горел восемь дней подряд, хотя масла в нём оставалось на день, поскольку все кувшины с маслом были осквернены. На этом основании в праздник зажигают свечи Хануккии. 15 шевата носит название «Ту-би-Шеват» («Новый год деревьев земли Израиля»), когда отделяется десятина. 14 адара (за месяц до Песаха) празднуется Пурим. Ночью и утром читается «Книга Есфири». Принято подавать милостыню бедным. Раввины расходятся во мнениях, можно или нельзя поститься и работать в этот день. В Средние века в Европе с этим днём связывали паралитургические действа (Пурим Шпиль). В Иерусалиме (а также в городах, которые «имели стены» во времена Иисуса Навина) Пурим празднуется 15 адара (именуется Шушан-Пурим, т.е. Пурим в городе Сузы).

 



 
PR-CY.ru