ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 37

В иудейской традиции к числу необходимых для совершения молитвы предметов относятся тефиллин (в греческой традиции филактерии, хотя это слово двусмысленно и может означать и языческие амулеты), которые представляют собой чёрные кожаные коробочки с ремнями для крепления на лбу и на левой руке; внутрь вложен текст «Торы» («Шма»), записанный на пергамене из кожи чистого животного. Основанием для ношения тефиллин служит заповедь, данная в Ветхом Завете (Исх. 13:1–10, 11–16; Втор. 6:4–9; 11:13–21). К заповеди о тефиллин примыкает повеление записывать слова «Торы» на косяках дома и на воротах, т.е. прикреплять так называемый мезузот (Втор. 6:9; 11:20). Поскольку у самаритян эта традиция неизвестна, исследователи полагают, что она появилась только в период Второго храма. Впервые мезузот и тефиллин (но только на руке) упоминаются в «Послании Аристея». Иосиф Флавий сообщает о ношении тефиллин и на руке, и на лбу. Древность этой практики была подтверждена находками в Кумране. Ношение тефиллин означает принятие «ига Небес», т.е. заповедей. Хотя в Тосефте Берахот. 7:25 говорится, что все иудеи исполняют заповедь о тефиллин, этот обычай в раннюю эпоху соблюдался не так строго. Судя по критике в Мф. 23:5, ношение тефиллин (или, по крайней мере, увеличение их размеров) было проявлением особого религиозного благочестия среди фарисеев. Но даже в талмудический период разрешалось не носить тефиллин в случае гонений. Только в Средние века надевание тефиллин стало общеобязательным для всех. Содержимое тефиллин, как полагают исследователи, также различалось в разные периоды истории. В тефиллин из Кумрана и в так называемом Папирусе Нэша наряду с «Шма» содержится текст Декалога. Обычай класть в тефиллин не только «Шма», но и Десять заповедей подтверждает и Иероним Стридонский. Этот обычай был отменён, как полагают исследователи, в результате полемики с христианами с тем, чтобы никто не говорил, что только эти тексты имеют значение в «Торе». На мезузот, найденных в восьмой Кумранской пещере, написаны стихи Втор. 10:12–11:21. В Средние века под влиянием мистических учений на них стало принято изображать «Маген Давид» и писать имена ангелов, но против этого активно выступали некоторые авторитетные раввины (прежде всего, Маймонид). У благочестивых иудеев принято целовать мезузот или прикасаться пальцами к нему при входе в дом и выходе из дома. Тефиллин обычно надевают на время утренних молитв в будние дни. В некоторых общинах принято не надевать тефиллин в дни между праздниками. В разных обрядах различается количество благословений при надевании на руку и голову. Кроме того, сефарды наматывают ремни тефиллин по часовой стрелке, ашкеназы – против часовой. Если тефиллин спадают на землю, на виновного возлагается обязанность поститься в этот день. В иудейской традиции считается, что мужчины должны молиться и находиться в синагоге с покрытой головой в знак трепета перед Богом. Поскольку иудей должен молиться и произносить благословения постоянно, в ортодоксальном иудаизме принято большую часть времени пребывать с покрытой головой.

 



 
PR-CY.ru