ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 38

Ввиду того что постоянное ношение шляп и шапок неудобно, с этой целью используется небольшая лёгкая шапочка, называемая киппа или ермолка (на идиш «ярмулке»; исследователи полагают, что слово тюркского происхождения), которую можно носить как отдельно, так и под другим головным убором. Более значимым для совершения молитвы является облачение в таллит (талес), который представляет собой прямоугольное покрывало-накидку из шерсти или льна. В древности это была повседневная одежда (аналог до сих пор сохраняется у бедуинов). После разрушения храма таллит стал отличительной одеждой учёных раввинов, исследователи полагают, что по аналогии с плащом греческих философов. Чтобы исполнить заповедь Числ. 15:38–39 и Втор. 22:12 к краям таллита пришиваются кисти (цицит; ср. в Новом Завете края одежды и воскрилия – Мф. 9:20; 14:36; 23:5; Мк. 6:56; Лк. 8:44). В Средние века таллит изготавливали преимущественно из шерсти. Под влиянием каббалистов на белом фоне появилось несколько голубых полосок (он также стал украшаться серебряной вышивкой или вышитыми благословениями для отличия верха от низа и внутренней стороны от внешней). Минимальный размер таллита – в рост малолетнего ребёнка, умеющего ходить самостоятельно. В таллит облачаются во время ежедневной утренней молитвы (в Пост 9 ава, во время послеполуденной молитвы). Хаззан носит таллит на всех службах. Чтецы «Торы» облачаются в него во время постов. Священники покрывают таллитом голову при произнесении священнического благословения, поскольку в этот момент на них запрещено смотреть. В настоящее время многие ортодоксальные иудеи облачаются в таллит, когда идут в синагогу. Кроме того, существует обычай носить под верхней одеждой так называемый малый таллит (таллит катан) как напоминание о необходимости постоянно исполнять заповеди «Торы» (его кисти обычно видны из-под одежды). Исключительной святостью в иудаизме наделяется Свиток Торы, который переписывается вручную в соответствии с галахическими предписаниями и хранится в футляре или чехле, поскольку к нему нельзя прикасаться руками. По этой же причине при чтении Свитка используется указка (букв. – «рука»). Свиток хранится в ковчеге (арон ха-кодеш или хехал) у восточной стены синагоги. Исследователи полагают, что в древности «Тору» хранили вне здания синагоги, торжественно приносили для чтения и уносили. Отсюда возникло правило, что уходить со службы можно только после того, как унесут Свиток Торы. Ковчег, в котором он хранится, закрыт завесой (парохет), перед ним висит светильник. Рядом с ковчегом ставится аналой (аммуд) для хаззана. «Тора» читается со специального возвышения (бима). В иудейском богослужении также используются подсвечники (Менора и Хануккия). Для праздников Рош ха-Шана и Йом Киппур необходимы шофары (обработанные для трубления рога животного, за исключением коровьих и бычьих). Слушание звука шофара является заповедью. Трубный звук интерпретируется как призыв к покаянию. В Средние века шофар извещал о смерти члена общины, о начале поста, об отлучении или о погребении. Считается также, что звук шофара отгоняет демонов, прославляет Бога как Царя, напоминает о заповедях «Торы», возвещает грядущее восстановление храма и приближение Судного дня, выражает надежду на воскресение из мёртвых.

 



 
PR-CY.ru