ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 34

В раввинистической традиции все праздники делятся на несколько категорий: 1) суббота и Йом Киппур; 2) Йом Тов (к этой категории относятся праздники паломничества (Шалош Регалим – Песах, Шавуот, Суккот), а также Рош ха-Шана и Шемини Ацерет); 3) полупраздничные дни (Хол ха-Моэд) – промежуточные дни между первым и последним днём праздника, а также Новомесячья (Рош Ходеш); 4) праздники, установленные мудрецами для всего Израиля – Пурим и Ханукка, а также основные посты; 5) праздники, в которые не запрещена работа; 6) всеобщие памятные даты; 7) необщеобязательные посты; 8) памятные даты отдельных общин и направлений иудаизма. В диаспоре второй день праздника всегда считается Йом Тов, за исключением Рош ха-Шана, который и так празднуется два дня, и Йом Киппур, который не удваивается. Праздник Песаха (Пасхи) и Опресноков соединились в единое целое и празднуются с 15 по 21 нисана. В эти дни запрещено есть квасное (хамец). Уничтожение накануне Песаха квасного, хранящегося в доме, является одним из важнейших семейных ритуалов. На протяжении талмудического периода складывалась Пасхальная аггада – детализированный чин (седер) празднования Песаха, который в Средние века записывался в отдельных книгах. Структура и содержание этих книг во многом различаются, поскольку пасхальная трапеза относится к числу домашних, а не синагогальных обрядов. Пасхальный седер состоит из нескольких перемен блюд (пресный хлеб (маца), горькие травы (мерорим) и проч., каждое из которых имеет символический смысл), благословения четырёх чаш вина, чтения мидраша об Исходе из Египта (исследователям известно несколько редакций на основе Втор. 26:5–10), благодарения после трапезы и пения халлеля. По мнению Финкельштайна, седер имеет домаккавейское происхождение. Некоторые элементы упоминаются в литературе периода Второго храма. Однако окончательное становление седера происходило в талмудический период, поскольку основные её составляющие содержат скрытую полемику с христианами. Один из самых ранних вариантов палестинской Пасхальной аггады сохранился в рукописи X или XI в. Суббота перед Песахом называется Шаббат ха-Гадол и имеет некоторые праздничные моменты. Второй день Песаха в Израиле считается промежуточным полупраздничным днём, в диаспоре это Йом Тов, т.е. накануне совершается праздничная трапеза. В субботу в промежуточные дни Песаха читается «Книга Песни Песней Соломона». В седьмой день Песаха вспоминается переход через Чермное море. Восьмой день праздника в диаспоре считается также Йом Тов. 16 нисана начинается счёт Омера от Песаха до Шавуот. 14 ияра должен быть второй Песах, но особого литургического чинопоследования для него нет. На 18 ияра приходится 33-й день Омера (Лаг ба-Омер), в который вспоминаются войны иудеев против Рима и прекращение смерти учеников рабби Акивы. 3–5 сивана празднуются три дня «отгорожения» перед дарованием Торы (Исх. 19:10–15).

 



 
PR-CY.ru