ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 36

В Ветхом Завете предписывается только один день поста – Йом Киппур. При этом в периоды бедствий могли объявляться общественные посты. Ритуал проведения поста описывается в «Мишне Таанит». В раввинистической традиции исследователям известны несколько дней поста. 17 таммуза (четвёртого месяца) полагается пост в воспоминание разрушения стен Первого храма (для него нет прямого библейского основания, в Иер. 39:2 указано девятое число) и разрушения иерусалимских стен Титом, а также других бедствий. Этот день – сороковой от Шавуот. Важнейшим из всех постов является Пост 9 ава (пятого месяца), когда был разрушен Первый храм (Зах. 8:19; Мишна. Рош ха-Шана. 163; Вавилонский Талмуд. Рош ха-Шана. 18b; тем не менее, есть библейские свидетельства о том, что разрушение произошло 10 ава (Иер. 52:12–13) или 7 ава (4 Цар. 25:8–9)). Этот пост в отличие от других начинается с вечера, а не с рассвета. Читается «Книга Плач Иеремии». 3 тишри (седьмого месяца) бывает пост Гедалии в воспоминание убийства вавилонского наместника и потери независимости (4 Цар. 25:22–25; Иер. 41:1–2). 10 тевета (десятого месяца) вспоминается начало осады Иерусалима Навуходоносором (4 Цар. 25:1–2; Иер. 52:4–5; Иез. 24:1–2). В этот же день был закончен перевод Септуагинты (LXX), и весть о разрушении Второго храма достигла Вавилона. 13 адара бывает пост перед Пуримом в воспоминание трёхдневнего поста Есфири (Есф. 4:16; 9:31; упоминается в трактате «Соферим»). Все посты, кроме поста в Йом Киппур, переносятся на следующий день, если совпадают с субботой. Кроме того, на протяжении истории иудейского богослужения существовали посты разной продолжительности, соблюдение которых считалось делом личного благочестия. Например, принято поститься в течение десяти дней между Рош ха-Шана и Йом Киппуром. Поощряется пост во все дни месяца элул (у сефардов в это время принято читать покаянные молитвы селихот). Традицией, уходящей корнями в период Второго храма, является пост два раза в неделю (Лк. 18:12), в понедельник и четверг. В современной практике принято поститься в понедельник, четверг и в следующий понедельник после праздников Песах и Суккот. В некоторых общинах существовал обычай поститься восемь четвергов в зимние месяцы, когда читается книга «Исход». Пост бывает в течение трёх недель между 17 таммуза и 9 ава («между теснин») и 7 адара (в воспоминание смерти Моисея). Пост в так называемый малый Йом Киппур (последний день каждого месяца) возник в среде каббалистов (его установил Моше Кордоверо; 1522–1570 гг.). В период гаонов появился пост первенцев накануне Песаха в воспоминание библейских событий, а также чтобы стимулировать аппетит для вкушения мацы. 27 нисана отмечается Йом ха-Шоа (воспоминание восстания в Варшавском гетто), 4 ияра – День памяти погибших воинов. Принято поститься в годовщину смерти родителей, а также жениху и невесте перед вступлением в брак. По преданию, члены Санхедрина постились в день, когда выносили смертный приговор. Постятся, когда видят дурные сны или ночные кошмары. При этом в раввинистической литературе исследователи встречают настороженное отношение к аскетическим практикам. Например, в Талмуде осуждаются постящиеся вдовы и девы, что, как полагают исследователи, вызвано полемикой с христианами. Запрещено налагать пост самому на себя. Встречается даже мнение, что тот, кто постится, согрешает, поскольку телесный пост мешает изучению «Торы». В Средние века существовали общины, практиковавшие аскетические упражнения и частые индивидуальные посты (например, Хасидей Ашкеназ), но современные хасиды выступают, скорее, против такой практики.

 



 
PR-CY.ru