ЖЁНЫ-МИРОНОСИЦЫ - Страница 9

Так, в росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 г.) жёны-мироносицы традиционно изображены подходящими слева, но гроб Господень представлен совершенно особенно: в виде прямоугольной плиты под киворием, на которой горизонтально в ряд лежат две условно изображённые пелены. Над гробом висят светильники на цепочках. Эта деталь композиции могла отразить реальные впечатления паломников от посещения храма Гроба Господня в Иерусалиме и убранства камня Помазания. Другой вариант иконографии «Явление ангела жёнам-мироносицам» представлен на иконе из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425 г.). Сцена разворачивается на фоне горного пейзажа. Ангел с поднятыми вертикально крыльями изображён сидящим на круглом камне рядом с диагонально расположенным саркофагом с пеленами, верхняя часть которого находится в пещере. Слева от саркофага, заглядывая в него, стоят три жены-мироносицы. Их фигуры даны в сложном развороте к ангелу. Этот иконографический извод, главной особенностью которого исследователи называют изображение прямоугольного саркофага, стал особенно популярным в русском искусстве. Подобная иконография сюжета на новгородской иконе-таблетке (конец XV в., Новгородский объединённый музей-заповедник), только саркофаг расположен под другим углом. На иконе из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (1497 г.) ангел сидит у изголовья саркофага, пещеры нет, жёны-мироносицы стоят слева, справа от саркофага изображены фигурки спящих юношей – стражей Гроба. На иконах XVI в. спящими представлены три воина в доспехах (икона второй половины XVI в., Костромской государственный объединённый музей-заповедник), стражников изображают и в большем количестве (например, икона строгановской школы конца XVI – начала XVII вв., Государственный русский музей). На иконах конца XV – начала XVI вв. число жён-мироносиц увеличено до семи, причём не только у Гроба, но и в сцене явления воскресшего Христа, которая была нередко совмещена с сюжетом «Явление ангела жёнам-мироносицам» (один из ранних примеров – икона из Гостинопольского монастыря, 1457 г., Третьяковская галерея). Этот иконографический вариант получил широкое распространение в XVI в. Особенностью, определявшей традицию русского искусства, исследователи называют изображение двух ангелов, сидящих на круглых камнях у изголовья и у изножья саркофага (иконы XV и начала XVI вв., Государственный русский музей). Эти иконографические типы сохранялись на протяжении XVII–XVIII вв.



 
PR-CY.ru