ЖЁНЫ-МИРОНОСИЦЫ - Страница 2

Об Иоанне, кроме как в Лк. 24:0, евангелист Лука говорит ещё в Лк. 8:3, когда перечисляет по именам учениц Христа, следовавших за Ним по Галилее. Там она называется «женой Хузы, домоправителя Иродова» (имеется в виду царь Ирод Антипа). Больше о ней в Новом Завете не упоминается. По мнению исследователей, евангелист, если ему было известно Евангелие от Марка, хотел при помощи выражения «и остальные с ними» гармонизировать сообщение евангелиста Марка с имеющимися у него сведениями о тех, кто находились тогда около гроба. Если же этого Евангелия не было в его распоряжении, то он, по мнению исследователей, просто обобщил в этой фразе все имевшиеся у него сведения о женщинах, которые пришли к гробнице Спасителя. Иоанну же он удостаивает упоминания по имени в рассказе о посещении пустой гробницы вместе с двумя также названными по имени женщинами, стремясь подчеркнуть, как предполагает Дж. Нолленд, важность её служения Господу и апостолам своим богатством. Больше всего споров у толкователей вызывал и до сих пор вызывает вопрос идентификации «Марии, матери Иакова меньшего и Иосии» (Иосета – Мк. 15:40) или Иосифа по греческому тексту (Мф. 27:56). На этот счёт есть две основные точки зрения: Марию (названную в Мф. 27:61 «другая Мария») Иероним Стридонский отождествлял с Марией Клеоповой (Ин. 19:25), сестрой Богородицы и женой упоминаемого в Лк. 24:18 Клеопы. Согласно другому толкованию, которого придерживался, в частности, Иоанн Златоуст, именно Богородица упоминается среди жён-мироносиц в Евангелии от Матфея под именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф. 27:56), а также – «другой Марии» (Мф. 27:61; 28:1). Феофилакт Болгарский пишет: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Её так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия». О том, что «другая Мария» и Богородица – одно лицо, говорится в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи. Из современных исследователей подобную интерпретацию отстаивает, например, Дж. Кроссан, который предполагает, что евангелист Марк не называет эту Марию Матерью Иисуса потому, что, как он считает, она не была последовательницей Христа во время Его земной жизни (см.: Мк. 3: 21, 31–35; 6:4), и поэтому предпочитает отличать её от одноимённых женщин путём указания детей, пусть даже и приёмных (согласно мнению, например, Епифания Кипрского).

 



 
PR-CY.ru