ЖЁНЫ-МИРОНОСИЦЫ - Страница 5

Прославление жён-мироносиц в православной гимнографии тесно связано с прославлением Воскресения Христова, т.к. жёны-мироносицы оказались первыми, кто пришли к Живоносному гробу и получили весть о Воскресении. Главным днём прославления жён-мироносиц является третья Неделя (воскресенье) после Пасхи (нарочитое упоминание жён-мироносиц есть и в каноне пятой Недели после Пасхи, о самаряныне: в каждой песни канона здесь присутствует один или даже два тропаря, посвящённые жёнам-мироносицам), но они также вспоминаются в Великую субботу, а во весь год – в каждое из воскресений (если только воскресная служба не отменяется ввиду совпадения воскресного дня с двунадесятым Господским праздником). В воскресных последованиях Октоиха жёны-мироносицы упоминаются, по крайней мере, в одном – двум стихирах, практически всегда – в седальнах на утрене, иногда – в икосах воскресных кондаков; на литургии на блаженнаях, как правило, также есть тропарь (как правило, это пятый по счёту тропарь; иногда два тропаря), в котором прославляются жёны-мироносицы. В воскресных канонах упоминания жён-мироносиц, напротив, достаточно редкие. Православные гимнографы в песнопениях в честь жён-мироносиц описывают подвиг жён-мироносиц, которые преодолели страх перед властями, пошли ко Гробу Христа и стали свидетелями явления ангела: первый седален по втором стихословии воскресной службы первого гласа, второй тропарь третьей песни крестовоскресного канона пятого гласа и т.д. Подчёркивается, что они были первыми благовестницами Воскресения: икос воскресного кондака первого гласа, иногда ярко представляется необычность этой ситуации – жёны-мироносицы благовествуют Воскресение тем, кто были избраны для благовестия: первый седален по первом стихословии воскресной службы шестого гласа. Горе жён-мироносиц противопоставляется сменившей его радости о Воскресении: первая восточна на хвалитех воскресной службы второго гласа относится к своего рода поэтическим преувеличениям, так же как и приписывание жёнам-мироносицам изначального знания о Воскресении: третья восточна на хвалитех воскресной службы четвёртого гласа. Сравнивается дерзновение жён и боязнь самого апостола Петра: первый седален по втором стихословии воскресной службы пятого гласа. В некоторых песнопениях повествуется о явлении Христа Марии Магдалине (второй седален по первом стихословии воскресной службы шестого гласа и др.). Особым образом тема жён-мироносиц представлена в евангельских стихирах и воскресных эксапостилариях, пересказывающих соответствующие евангельские зачала. Некоторые из жён-мироносиц имеют собственные отдельные дни памяти: равноапостольная Мария Магдалина  22 июля, праведная Иоанна – 27 июня. Марфа и Мария (сёстры Лазаря Четверодневного) упоминаются в последовании Лазаревой субботы. Среди этих памятей только память равноапостольной Марии Магдалины имеет общепринятое богослужебное последование. См. также ст. Жён-мироносиц неделя.

 



 
PR-CY.ru