ЖЁНЫ-МИРОНОСИЦЫ

ЖЁНЫ-МИРОНОСИЦЫ – последовательницы Иисуса Христа, которые первыми пришли к погребальной пещере, где накануне было положено тело Христа, чтобы совершить, по иудейскому обычаю, помазание благовонными маслами и оплакать Его (память третья Неделя по Пасхе). Евангелия почти одними и теми же выражениями повествуют о том, что во время распятия Христа многие женщины, «следовавшие за Ним из Галилеи» (Лк. 23:49), были там и смотрели издали (Мф. 27:55–56; Мк. 15:40–41; Лк. 23:49; Ин. 19:24–27). В Ин. 19:25 сообщается в отличие от синоптических Евангелий, что «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина» вместе с апостолом Иоанном Богословом стояли рядом с Крестом. В период Его земного служения многие из жён-мироносиц служили Ему, в том числе и «имением своим» (Лк. 8:2–3). После смерти Христа некоторые из них участвовали в Его погребении неподалёку от места казни (Мф. 27:59–61; Мк. 15:46–47; Лк. 23:53–55; ср.: Ин. 19:40–42). По прошествии субботы, когда начался первый день недели, они первыми пришли к погребальной пещере, чтобы помазать тело Спасителя (Мк. 16:1), т.е. совершить необходимый погребальный обряд, который состоял в натирании умершего специальными благовонными смесями, ослаблявшими на время скорость и запах разложения. Жёны-мироносицы по-разному представлены у евангелистов. Так, в Евангелии от Матфея упоминаются только Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф. 28:1); в Евангелии от Марка – Мария Магдалина, Мария Иаковлева (ср.: Мк. 15:40) и Саломия (Мк. 16:1); в Евангелии от Луки – «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» (Лк. 24:10). По свидетельству евангелиста Иоанна, из женщин в то утро дважды приходила ко гробу только Мария Магдалина (Ин. 20:1–2, 11–18). Таким образом, все Евангелия сообщают о присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины, а синоптики совпадают в свидетельстве о том, что она пришла ко гробу вместе с Марией, матерью Иакова и Иосии, и матерью сыновей Зеведеевых (ср.: Мф. 27:56). У евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу фигурируют ещё Саломия и Иоанна соответственно. Саломия, кроме Мк. 16:1, упоминается в Мк. 15:40 (вместе с Марией Магдалиной и Марией, матерью Иакова и Иосии). Сопоставляя Мк. 15:40 и Мф. 27:56, исследователи сделали вывод, что она и есть «мать сыновей Зеведеевых», которая незадолго до входа Господня в Иерусалим просила у Него, чтобы он сделал её сыновей (Иакова и Иоанна) первыми после себя в Царстве Божьем (Мф. 20:20–23).

 



 
PR-CY.ru