ЖЁНЫ-МИРОНОСИЦЫ - Страница 8

Иконография последней сцены в византийском искусстве приобрела устойчивые черты. Ротонда Воскресения, равно как и другие архитектурные формы гробницы, и каменный саркофаг уступили место изображению Гроба Господня в виде вертикальной пещеры, в которой находятся гробные пелены. Типичным образцом такой иконографии, много раз повторенной в столичном и провинциальном искусстве XI–XII вв., служит серебряная пластина от реликвария, хранящаяся в Лувре. Предположительно пластина происходит из Фаросской церкви Большого дворца в Константинополе. В 1241 г. она была привезена в Париж королём Людовиком IX Святым и вложена в сокровищницу Сент-Шапель. Сцена представлена на фоне горы. Справа сидит ангел с вертикально поднятым крылом, опирающийся левой рукой на жезл. Правой рукой указывает на находящуюся слева от него вертикальную пещеру с пеленами. Пелены состоят из двух частей. Нижняя (саван) перевита крест-накрест, верхняя (сударь – плат закрывавший лицо) показана вспарушенной. Жёны компактной группой стоят слева от ангела. Та, что изображена ближе к центру, отпрянув от гроба, прикасается к плечу жены, стоящей слева. Аналогичная иконография на эмали Пала д'Оро (XI в., собор Сан-Марко в Венеции), на миниатюре сирийского Евангелия XII в., на фреске Спасского собора Мирожского монастыря (1140 гг.). В XIII–XIV вв. встречаются различные модификации иконографии, выработанной в предшествующий период. Они часто возрождают ранневизантийские формы отдельных предметов. На фреске монастырского храма в Милешеве (до 1228 г., Сербия) жёны-мироносицы изображены справа от ангела, крупная фигура которого доминирует в композиции. Ангел, сидящий на большом мраморном кубическом блоке в сияющих белых одеждах, изображён фронтально и смотрит прямо перед собой. В правой руке у него жезл, левой рукой указывает на пустую гробницу в виде вертикального прямоугольного здания со скатной кровлей и зарешеченным арочным проёмом, внутри которого находится свёрнутый саван. Справа от камня – небольшие фигуры двух жён-мироносиц, прижавшихся друг к другу. В руках одной небольшая кадильница-кацея. Внизу изображены уснувшие стражники. На иконе XIV в. (Художественная галерея Уолтерса, Балтимор) представлены в одной композиции «Сошествие во ад» и «Явление ангела жёнам-мироносицам»; женщины изображены дважды: сидящими перед гробницей и стоящими перед ангелом, который, сидя на плите, указывает им на пещеру с пеленами. В русских как и в византийских) памятниках, сцена «Явление ангела жёнам-мироносицам» входит в страстные циклы, соседствуя либо с «Сошествием во ад», либо с «Явлением Христа жёнам-мироносицам», а также встречается в праздничном ряду иконостаса. В целом композиция следует выработанной в средневизантийский период схеме, хотя возможны различные варианты изображения гробницы и пелен, числа и поз жён-мироносиц и стражников.

 



 
PR-CY.ru