ЖЁНЫ-МИРОНОСИЦЫ - Страница 4

Многие исследователи при этом пытаются объяснить указанное расхождение между Евангелиями или намерением евангелиста Иоанна драматизировать сцену явления Воскресшего, или особым положением Марии Магдалины в первоначальной церкви и т.п. Давая общую богословскую характеристику рассказу о хождении жён-мироносиц ко гробу, библеисты указывают в описании эпизода с мироносицами в Евангелии от Марка на наличие элемента иронии: Иисус не только Мессия (ср.: Мк. 14:3), Он уже воскрес, и поэтому умастить Его тело после смерти уже невозможно. «Ирония по отношению к женщинам за непонимание ими ситуации присутствует и в описании их беспокойства по поводу поиска человека, который помог бы им откатить камень (Мк. 16:3), ибо камень был «...весьма велик» (Мк. 16:4)». «В целом Мк. 16:1–4 сосредоточивается на непонимании ситуации женщинами (которые играют у Марка немалую роль в раскрытии темы ученичества) и ведёт читателя к восприятию Божественного вмешательства как единственно возможной разгадки этой ситуации». Евангелист Матфей во многом следует за Марком, но в отличие от него не подчёркивает заблуждения женщин, собиравшихся помазать тело Иисуса благовониями, ему важнее тема свидетельства женщин (ср.: Мф. 27:56, 61). Кроме того, возможно, что в Евангелии от Матфея с его умолчанием, как и в Евангелии от Иоанна, о погребальном помазании идёт речь об обычае посещения недавно умершего, чтобы точно убедиться в его смерти – «...посмотреть гроб» (Мф. 27:61). Евангелист Лука (так же как евангелист Матфей) пересматривает список имён и добавляет фразу «и другие с ними» (Лк. 24:10), усиливая тем самым роль женщин как свидетельниц воскресения Иисуса Христа. Что касается Евангелия от Иоанна, то «все четыре эпизода главы 20 изображают кризис веры, поскольку участники (в том числе и Мария Магдалина) событий, предшествовавших и последовавших за Воскресением, не понимают до конца всего происходящего». Но Христос Сам помогает им прийти к полному постижению Воскресения через откровение Своей божественной природы. Иоанн Златоуст подчёркивает в своём толковании рассказа о хождении ко Гробу Спасителя «мужество женщин..., пламенную любовь…, щедрость в издержках…, решимость на самую смерть», призывая христиан подражать им. Рассказ о Марии Магдалине, которая пришла на могилу Спасителя с другими женщинами, сохранился также среди дошедших до настоящего времени фрагментов апокрифического Евангелия от Петра (12:50–54; 13:55–57), составленного во II в. Он, за исключением незначительных деталей, не содержит ничего нового по сравнению с рассказами канонических Евангелий, являясь, по мнению исследователей, эклектическим текстом. В день памяти святых жён-мироносиц в Регентской школе при Московской духовной академии традиционно проходит вечер, посвящённый жёнам-мироносицам.

 



 
PR-CY.ru