ЖЁНЫ-МИРОНОСИЦЫ - Страница 7

В Евангелии Раввулы (586 г.) представлена двухчастная листовая миниатюра с композициями «Явление ангела жёнам-мироносицам» в нижней части и «Распятие» в верхней: в центре среди деревьев, на одном уровне с их вершинами, изображена небольшая гробница с полуоткрытой дверью, обрамленной двухколонным портиком; стражники перед входом пали на колени, один отшатывается от света, идущего из-за двери. Слева от гробницы на каменном блоке сидит крылатый ангел, возвещающий о Воскресении Иисуса Христа двум жёнам, которые также стоят слева. В одной из них, изображённой с нимбом, узнаётся Богоматерь, Её сходный образ представлен в сцене «Распятие» и повторен ещё раз справа от гробницы в «Явлении Иисуса Христа Мариям по Воскресении». Этот сюжет в средневизантийский период стал самостоятельной иконографией: Господь идёт вправо, благословляя двух жён, припавших к его ногам. Иначе представлено «Явление ангела жёнам-мироносицам» на миниатюрном клейме крышки реликвария из капеллы Санкта-Санкторум (Византия, Палестина, около 600 г., Музеи Ватикана), где в трёх ярусах изображены пять евангельских сцен от Рождества Христова до Вознесения. В центре композиции большое круглое купольное здание – ротонда Воскресения, построенная императором Константином I, в распахнутых вратах которой виден престол под покровом. Фигуры в композиции расположены симметрично: справа от врат – ангел, слева – две жены, показанные в стремительном движении, одна из них – Богоматерь. Сцена с Распятием и жёнами у кувуклии повторена на ампулах из кафедрального собора в Монце (конец VI – VII вв.). В послеиконоборческий период (с IX в.) в иллюстрациях Псалтири сформировалась иконография Воскресения Христова как Сошествия Господа во ад. В Хлудовской Псалтири (Исторический музей, середина IX в.) жёны-мироносицы у Гроба изображены стоящими или сидящими около цилиндрического сооружения гробницы, но без ангела. В X–XI вв. с этой сценой соседствует композиция «Явление Христа жёнам-мироносицам» (пластина из слоновой кости, X в., Государственный Эрмитаж; фрески Святой Софии Киевской, 1040 гг.). Распространение получил вариант иконографии с симметричной композицией: благословляющий Христос изображается фронтально, стоящим между двумя деревьями, с обеих сторон к его стопам припадают жёны-мироносицы. В византийской традиции композиция называется «Херете» («Радуйтесь») по приветственному слову воскресшего Христа, обращённого к жёнам-мироносицам (Трапезундское Евангелие – Российская национальная библиотека, вторая половина X в.). В средневизантийский период в Страстном цикле она также часто соседствует с композицией «Явление ангела жёнам-мироносицам».

 



 
PR-CY.ru