ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 20

Некоторые западно-сирийские Жития (досье преподобных Архелида, Иларии, «человека Божия» и др.) представляют интерес для истории аскетизма. Восточно-сирийская (несторианская и халдейская) традиция отличалась меньшей полемичностью и аскетической направленностью. Отмечается даже негативное отношение в восточно-сирийской среде к подвигу столпничества, важному для западно-сирийского монашества. Тем не менее, несторианами было написано немало Житий подвижников и основателей монастырей: Авраама Кашкарского, Авраама Натфарского, Раббан Хормиза и др. Житийные повествования включались в сборники, подобные «Книге начальников» Фомы Маргского и «Книге целомудрия» Ишоднаха, епископа Басрского (оба IX в.). Бытование в богослужебной традиции агиографических текстов определялось включением их в различные минологические и другие сборники. Из западно-сирийских исследователи называют яковитский «Синаксарь», текст которого в версии патриарха Михаила Сирийца находится в рукописях 12/17 и 12/18 сиро-яковитского Патриархата в Дамаске. Языковые и жанровые особенности сирийской житийной литературы мало исследованы. Её язык развивался под влиянием переводов с греческого и не представлял собой ничего выдающегося в филологическом плане. Сирийские агиография (даже в наивысших своих проявлениях, таких как «Жития восточных святых» Иоанна Эфесского) не достигла высот стиля Кирилла Скифопольского или Леонтия Неапольского. Отчасти причиной этого исследователи называют относительную бедность сирийского языка в сравнении с греческим. Житийная литература сирийцев осталась по большей части монашеским чтением, не став популярной в широких кругах, как в византийском, эфиопском или коптском мире. Случаи возникновения так называемых агиографических романов (таких как «Житие Андрея Юродивого») в сирийской среде редкие, к их числу исследователи относят «Роман о Юлиане» и Сказание о «человеке Божием», которое впоследствии было заимствовано греками и превращено в Житие преподобного Алексия, человека Божия. Научное исследование сирийской житийной литературы было начато Cтефаном Эводием Ассемани, который опубликовал в 1748 г. в Риме сборник сирийских житийных материалов. В 1880 г. Г. Хофман издал «Деяния Персидских мучеников». Затем лазарист Поль Беджан выпустил семитомный свод «Acta martyrum et sanctorum», до сих пор остающийся стандартным сборником агиографических текстов на сирийском языке. Среди исследователей, которые внесли наибольший вклад в изучение сирийской житийной литературы, исследователи выделяют бельгийца Петерса, который применил для её изучения методы «критической агиографии» болландистов, а также голландца Венсинка, бельгийца ван Эсбрука, англичанина Себастиана Пола Брока, француза Ж.М. Фие. Из числа российских учёных сирийскими агиографическими текстами занимались Александр Петрович Дьяконов, Анатолий Павлович Алявдин, Нина Викторовна Пигулевская, Аза Владимировна Пайкова и др.

 



 
PR-CY.ru