ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 13

Существует также популярный цикл мученика Юлия Кбахсского (Акфахсского), который состоял на военной службе и во время гонений посещал заключённых в тюрьмах христиан; ему приписывается составление их мученичеств. Мотивы различных циклов нередко переплетались, поэтому большинство памятников исследователи относят одновременно к двум и более циклам. Вторую группу составляют мученичества египетского происхождения. Они, как правило, более поздние и не входят в циклы. К их числу исследователи относят Мученичества Филофея, Исаака Тифрского, Иула и Птолемея, Лакарона, Пекоша, Атома и Пироу, Писуры, Сарапамона Скитского, Серапиона, Тила и Тимофея. Иноческие Жития представлены несколькими направлениями. Ряд коптских текстов V– VI вв. исследователи относят к апофтегматической (или патериковой) традиции, они описывают путешествия по монастырям Египта и посещения известных отшельников («История сиенских отцов», Житие Аарона, Житие апы Онуфрия). Некоторые тексты (Житие апы Афу из Пемдже, Житие апы Аполлона Бауитского в составе Жития Фиба) исследователи связывают с движением антропоморфитов. На стыке мученичеств и иноческих Житий находятся так называемые иноческие мученичества (Жития Пафнутия, Панины и Панеу и др.). Жития признанных вождей монашеского движения, таких как апа Пахомий (см. Пахомий Великий) и апа Шенуте, были составлены в кругу их учеников и дополнены жизнеописаниями последних. Поскольку каждый монастырь стремился иметь собственную житийную традицию, воспринимавшуюся им как история святости, постепенно вокруг таких фигур, как Пахомий, Антоний, Шенуте, Аммоний и др., сформировались комплексы житийных текстов (многие до сих пор не изданы). Жития предстоятелей Александрийской церкви, начиная с апостола Марка (с середины V в. ими были монофизиты, которые (как и более ранние епископы) почитаются в Коптской церкви святыми), сохранились на коптском языке лишь частично, например, Житие коптского Александрийского патриарха Исаака (686–689 гг.), составленное Миной, епископом Никиу (Пешати). Впоследствии они послужили основой для арабской версии «Истории Александрийских патриархов», в которую вошёл и другой агиографический материал коптского происхождения. Жанр похвального Слова в коптской житийной литературе представлен авторскими сочинениями конца VI – первой половины VII вв.: Энкомиями преподобному Онуфрию Писентия, епископа Кебтского, преподобному Антонию Иоанна, епископа Шмунского, мученику Макровию Мины, епископа Никиуского, мученику Олимпию Моисея, епископа Ткоуского, и др. Большинство энкомиев Константина, епископа Сиута (Асьюта), дошло в арабской редакции (в Энкомии мученику Клавдию исследователи выявили первые следы будущей литературы циклов), на коптском сохранились только два Энкомия Афанасию Великому и начало Энкомия великомученику Георгию на саидском диалекте. В более поздний период получили распространение похвальные Слова, чьи авторы подписывались именами знаменитых церковных писателей (Иоанна Златоуста, Василия Великого, Феодосия Иерусалимского и др.).

 



 
PR-CY.ru